В пору
двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю.
Примечали: «На Матрёну иней на деревьях —
к морозам», «Коли на Матрёну туман —
к оттепели», «Еслив этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё
плавать на воде».
По поверьям,
приходит Морена-Зима не позднее 21
груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение
Марии Богородицы во храм
— один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему
Солнцевороту, день Рождения нового
Солнца и нового года. О сию пору творят обряд обновления — возрождения Огня и
всю ночь жгут на вершинах холмов священные костры, «помогая» новорождённому Солнцу.
Тако же кормят кутьёй (поминальной стравой) Мороз, колядуют, поют Колядные
песни и т.д.
Обычно празднуется, когда
Солнце «на заячью лапку» переходит за
точку Солнцеворота.
В пору
двоеверия на Руси 25 стуженя/декабря
отмечали Рождество Христово[1],
причём само празднование начиналось ещё 24 стуженя/декабря — в ночь перед
Рождеством. В народе говорили: «На
Рождество и Солнце играет», «Зима —
за морозы, мужик — за праздники». Примечали: «Коли в этот день снега глубоки — травы и хлеб будут высоки», «Если в этот день тепло — весна будет
холодная», «Если метельная ночь —
пчёлы хорошо роиться будут», «В ночь
звёзд густо — густо и ягод будет».
[1] Так как об исторической
дате рождения Иисуса Христа ничего не известно, христиане приурочили её к
Зимнему Солнцевороту — Дню Рождения Солнца, отмечаемому всеми язычниками. В
первые века христианства Рождество Христово отмечалось одновременно с Крещением
и Богоявлением, и только в IV
в. эти праздники разделились двухнедельным промежутком.
Коляда —
величайший Родноверческий Святодень Кологода, ибо о сию пору рождается новое
Солнце, и начинает набирать обороты новое Годовое Коло. Само слово «Коляда»
происходит от слова «коло», означающего круг: Солнца, года и окружность вообще.
Коло — знак не Земли, но Неба, образное выражение Божественного Совершенства.
Речено мудрыми: «Где люди во коло встают — Боги им силу дают».
2. Коляда: со-бытие Общинное
Быти Громаде[1] в
ночную пору во лесной стороне, во деревянной избе; обряды с-Правно творить, Богов Родных по Искону Русскому славить; в
погремки стучать — Новый Год встречать!
3. Подготовка места
Ещё засветло:
дрова для большого Огня — во дворе, а тако же для малого — в очаге. Украшение
избы (перво-наперво — Красный кут[2]):
шкуры, еловый лапник, бубенцы, зерно, солома, рушники. На отдельном льняном
плате — чир[3] Коляды (охрой). Кутья.
Свечи восковые — для освещения самого тёмного времени в году и для гаданий
(лить расплавленный воск в воду). Скатерти. Факелы. Шелепуги (матерчатые «гои»,
набитые паклей либо соломой). Топоры. Рукавицы — дабы не брать Бадняк голыми
руками.
4. Жданки
Сыпать на стол
зерно Коловратом, поверх — скатерть. На скатерть — пир горой. На зачин — слава
Родным Богам! Волхв (либо старейшина, либо хозяин дома) прячется за горой,
вопрошает собравшихся:
— Зрите ли
меня, детушки?
— Не зрим,
батюшка! — отвечают ему.
И тако —
трижды. Затем волхв речёт:
— Так дайте,
Боги, чтобы и на будущий год не зрели!
Все кланяются.
Рекутся слова пищесвятия. Начинают лёгкую трапезу, горы не размётывая. Ждут
последнего Гостя (Полазника). Сведущие люди рекут кощуны о Коляде.
5. Время заката
Время заката —
особливый страж сторожит. Сторожит — всем знак подаёт. Народ выходит на улицу
провожать старое Солнце. Когда Солнце скрылось, все вслушиваются в гласы леса,
ждут знака. Из чащи слышатся вопли нежити. То — окрутники[4] на
честной народ страху нагоняют. Волхвы рекут слово о времени Чернобога да
Морены. Все, в молчании, спешат в избу. Кто-то из окрутников воет в лесу.
6. Встреча Полазника
Пока за окнами
бушует непогода и нежить, безуспешно пытаясь прорваться в дом, народ в избе
гасит все свечи, кроме одной, и сведущие люди капают воском в воду, гадая о
будущем годе. Внезапно раздаётся стук в дверь, и входит Полазник — в
вывороченной мехом наружу шубе, в шапке волохатой да в личине бородатой. Вся
одёжа его — в снегу, вместо посоха — печной ухват со скотьими бубенцами.
Женщины метут еловым лапником перед ним пол. Хозяин спрашивает его:
— Кто ты еси,
Гость дорогой?
Гость молчит.
Хозяин вопрошает его вдругорядь, а затем и в третий раз, подавая знак хозяюшке
поднести Гостю блюдо с пирогами да чарочку пития хмельного. Отведав угощения
человеческого, Гость ответствует:
— Роду я старым-старого,
отец мой — Бык, мать моя — Корова!
— Откуда же ты
путь держишь?
— Шёл я, шёл
из стороны далёкой, из-за горы высокой. Шёл я через поля пустые да через леса
густые. Шёл — по двенадцати камням, по двенадцати мостам. Как последний-то мост
подо мною проломился, борода моя замочилася!
— Что ты
несёшь?
— Жито да
железо. Жито — в землю бросать; железо — топор ковать, древо рубить, мост
мостить — трём Братьям ходить!
— А кто эти
Братья?
— Первый Брат —
красно Солнышко, второй Брат — ясен Месяц, третий Брат — дробный Дождичек!
(Либо: Три Брата — три Огня[5]!)
После сих слов
Полазник благословляет дом и всех собравшихся. Народ в ответ кланяется ему. Тут
же: Предкам слава — круговая чара! Полазник коло замыкает, хозяин гору
размётывает — честну братчину зачинает.
7. Бадняк
После братчины
Полазник выкликает молодцов идти за Бадняком (сухим деревом, стоящим в лесу,
кое заранее украшено цветными лентами). Хозяин остаётся в избе, напутствуя
уходящих.
Дойдя до
места, народ кланяется Бадняку, славит его и оказывает всяческое почтение.
Затем вперёд выступают двое молодцов с топорами и начинают рубить Бадняк.
Рекут: «Наш Бадняче, наш Бадняче! Буди нам весело!» Срубленный Бадняк с
песнями несут к избе (прикасаясь к нему только через рушники либо рукавицы, но
никак не голыми руками), где разрубают его на две неравные части: большую и
малую. Большую часть оставляют на улице, а малую — пеленают как ребёнка и
вносят в избу.
Затем все выходят
во двор, где кормят кутьёй Мороз — ложкой через плечо. Подбрасывают ложки вверх
— дабы на будущий год лён вырос высоким. Творят хлебочестие («А эту песню —
хлебу поём, хлебу поём — хлебу честь воздаём! Старым людям — на услышанье,
молодым — на потешанье! Всем добрым людям — на добро!»); заклинают-заговаривают
дом и двор от всего нечистого, недоброго.
Жрецы, с
наговорами, возжигают большой огонь. Приносят Бадняк (большой), коему
«отверзают уста», «кормят», «поят» да со славою предают огню. Волхв спрашивает:
— Веселяк ли
наш Бадняк?
— Веселяк,
батюшка, веселяк! — следует ответ.
И так — до
трёх раз. (Позже то же самое делают и с малым Бадняком, вкладывая его в очаг
дома.)
Жрецы бьют по
горящему Бадняку посохами, высекая из него искры — на счастье. Все прыгают
через горящий Бадняк, рекут: «Через этот огонь перескочил, другого (Пекельного)
не боюсь!» Водят хороводы вокруг огня, поют песни, веселятся.
8. Окрута
В разгар
веселья из лесу появляются ряженые в хари (личины животных и нежити) окрутники.
Со звериными криками — врываются во двор, побивая всех шелепугами, рекут: «Не я
бью, удача бьёт!» Либо: «Сурова суровица — весела годица!» Либо: «Будь силён,
как дуб! / Будь стройна, как берёзка!» Схватываются друг с другом, постепенно
вовлекают в потасовку всех присутствующих. Народ окручивается, надевает личины,
выворачивает одежду и предаётся бесчинству. Окрутники пляшут жёг (встают в коло и, обнявшись за
плечи, кружатся: шаг вправо, два шага влево, поднимая колени как можно выше,
чтобы жито на грядущий год выросло высоким).
9. Кудеса
Ряженые
отправляются с факельным шествием по улице. Колядуют. Кудесят, куролесят,
разыгрывают весёлые скоморошины (например, «Козу водят»), шумят, гремят, поют
изменёнными голосами. Волхвы же тем временем уходят в лес, где до самого
рассвета жгут костры и совершают особливые Духовные радения.
10. Встреча рассвета
Перед
рассветом все сбрасывают окруту, снимают личины и бросают их в Огонь. Умываются
снегом, прощаются со старым житиём. Жрецы возжигают Огненный Коловрат, славят Новое
Солнце. Богам Родным — славу поют, людям честным — благо призывают.
11. Особливо для окрутников
Набрать
заранее малую дружину, состав коей держать в строгой тайне. Вскоре после начала
действа — удалиться незаметно, не вызывая ни у кого подозрений, дабы творить
свои бесчинные действа. Оные суть: кобничество, речение на «звериных языках»,
всяческий шум, передвижение на четвереньках, устраивание всевозможных ловушек,
явление звериных следов на крыльце и во дворе, ношение хвостов, рогов и т.п.
Перед выходом с шелепугами — особый окрутный обряд, превращение в «иных». С
каждым ударом шелепугой — наговор на благо. Заранее подготовить всевозможные
игры с ярко выраженной «гойностью», вплоть до непристойных (например, игра в
«Умруна» и т.п.). Перед самым рассветом — обязательный обряд снятия окруты и
очищение Огнём...
[4] Окрута — обрядовое
обряжение в личины иных, оборотничество.
[5] Три Брата-Огня: Даждьбог
Трисветлый — Солнце красное, Огонь Небесный; Перун Громовитый — Метатель
огненных стрел-молний, соединяющих Небо и Землю; Огонь Сварожич — Огонь Земной.
[6] Вероятно, здесь «Государев
двор» — это Небесная Обитель Отца Сварога. Хотя в некоторых других вариантах
данной кощуны «Государь» («Князь», «Хозяин»...) обладает всеми чертами Велеса,
а «Государев двор» — носит явно выраженную Навную (Иномирную) символику.
[7] Здесь: Солнце (круг — образ
женского лона) соответствует женскому началу, а Месяц — Рогатый Бог-Отец (Велес
Корович) — мужскому. Согласно другим вариантам, Солнце соответствует мужскому
началу, а Луна — женскому.
[8] В разных вариантах данной
колядки к Коляде обращаются и как к Божичу мужского рода («Коляда-Божич —
Честной Сварожич»), и как к олицетворению праздника женского рода («Свята
Коляда»).