В пору
двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю.
Примечали: «На Матрёну иней на деревьях —
к морозам», «Коли на Матрёну туман —
к оттепели», «Еслив этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё
плавать на воде».
По поверьям,
приходит Морена-Зима не позднее 21
груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение
Марии Богородицы во храм
— ЩЕДРЕЦ Большие
Зимние Святки, двенадцать Святодней, символизирующие собой двенадцать месяцев в
году (шесть Светлых — Светлое
Полуколо года, и другие шесть Тёмных — Тёмное
Полуколо), начиная с кануна Коляды (сам день Коляды не входит в число
Святочных) и до Водокреса (см. далее): с
24 стуженя/декабря по 5 сеченя/января. Чародейное время, когда свет нового
Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать тьму (как это было во времена, когда
Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко
распахнуты.
Это пора поминовения Предков — Навьих Дедов[1],
колядования[2], обрядовых бесчинств,
разнообразных гаданий, молодёжных посиделок[3] и
прочего.
В пору
двоеверия на Руси Святки делили на две части: Святые вечера, длившиеся от
кануна Рождества до Васильева вечера[4] ( ЩЕДРЕЦА, или ЩЕДРОГО ВЕЧЕРА, отмечаемого
31 стуженя/декабря ), и Страшные
(Ворожные) вечера, продолжавшиеся до Крещения. Святочные вечера (особенно
Страшные) считались в народе временем «без
креста», ибо, согласно христианским суевериям, в это время года только что
родившийся младенец Иисус ещё не был «крещён»[5], а
иудейский Бог Саваоф (или Яхве/Иегова) от радости, что у него родился сын,
отомкнул двери Иного мира и выпустил
всех бесов «погулять».
[1] Совершаемое о сию пору
«кормление» Мороза (Дед Мороз — Зимний Лик Велеса, Хозяина Нави, Владыки
Мёртвых) поминальной стравой — кутьёй (кашей, приготовленной из размоченных в
воде пшеничных зёрен с добавлением сухих фруктов и мёда) — тако же связано с
почитанием Предков.
[2] Ряженые в обличьях
выходцев из Нави (в образе Навьих Дедов) и личинах животных обходили дома, пели
пожелания блага на грядущий год и получали за это отдарки в виде угощений с
праздничного стола, а тако же кутьи (ибо считалось, что в личинах колядующих к
живущим в Яви людям приходят души их Предков).
[3] В это время складывались
многие пары, а после Водокреса наступала пора зимних свадеб.
[4] Васильев вечер — вечер
перед Васильевым днём, отмечавшимся 1 сеченя/января.
[5] Хотя, как известно из
«Евангелий», Иисус был «крещён» в реке Иордан иудейским пророком Иоанном
Крестителем далеко не в младенческом возрасте.