[2] Отсюда в пору двоеверия
пошло название «иорданей» — прорубей, в которых купались на Богоявление.
Водокрес
(6 сеченя/января-месяца)
1. Водокрес (Водокрещи) — один из Велесовых Святодней года, последний день
Святочных бесчинств, отмечаемый 6 сеченя/января-месяца[1].
Пора, когда закрываются Врата Нави (открытые в пору Велесовых Святок), а мир
Яви приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды
Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес —
Податель Здравы — благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в
этот день, исцелился от всевозможных недугов.
2. И.П.
Сахаров в своих «Сказаниях русского народа» ещё в XIX в. писал: «Водокрещи — слово старое, осталось только между поселянами Московской,
Тульской, Орловской и Киевской губерний. Сим словом они выражают:
1) Время.
"От оспожинок до водокрещей минуло. — От водокрещей до Евдокей пройдет
семь недель с половиной".
2) Праздник — когда совершается на реках св. водосвящение».
Ср. также укр. Водохрищі, Водосвяття. Тот же Сахаров приводит
старинную украинскую поговорку о «трескучих» Крещенских морозах: «Трещи не трещи, а минули водокрещи».
3. В этот день
на Родноверческих Капищах, а также на берегах водоёмов, у специально прорубленных
во льду прорубях, около колодцев и священных незамерзающих в зиму источников
совершают обряд Водосвятия[2].
Раскалив на огне кусок Сварожьего железа, его торжественно, с соответствующими
славлениями, опускают в воду, которая, согласно народным верованиям, обретает в
этот день особую Силу — становится «могутной да премогутной», целебной,
очищающей тело и душу.
4. После
завершения обряда Водосвятия все собравшиеся умываются водой или купаются в
прорубях, дабы смыть с себя «все болести и горести». Принимавшие участие в
обрядовой окруте (обряжавшиеся в личины выходцев из Нави) на Коляду и во время
Велесовых Святок — смывают с себя остатки Навьих чар, связывавших их с миром
Мёртвых.
5. По народным
представлениям, вода, освящённая на Водокрес, считается чистой — священной, и в ней в течение 12 дней не следует стирать
или полоскать бельё. Если водой, заклятой на Водокрес, окропить двор и дом —
вся нечисть будет обходить их стороной.
6. Уголья от
Священного Огня, разожжённого на Капище в этот день, а также от огня, в котором
калили обрядовое железо, — хранят в течение года, почитая чудодейным оберегом
от пожара и молнии.
7. Чтобы
предостеречь свой дом от пожара, на Водокрес хозяева — старшие в своём Роду
мужчина и женщина — обходят дом, держа в руках чашу с водой, при сём рекут
слова:
Велес и Макошь со мной,
Несут чару с водой;
Если пожару быть —
Станут пожар тушить:
Не гори — раз!
Не гори — два!
Не гори — три!
Произнося эти
слова, трижды сбрызгивают водой на дом, после чего завершают заговор:
Духи Предков стоят —
Дом от пожара хранят!
Слово моё крепко да лепко! Гой!
8. В народе
верят, что выносить воду из дома в этот день нельзя — вместе с ней можно
вынести чистоту. Существует легенда,
что о сию пору Сам Чернобог, обернувшись Нищим Странником, ходит по домам и
просит у людей воду. Кто вынесет Ему ковшик — вместе с водой отдаст Ему свою
Долю...
9. Человек,
прошедший на Водокрес обряд очищения
(в том числе и «раскрещивания»), может навсегда избавиться от всякой скверны, сбросить
с души тягостный «груз» и открыть для себя в жизни новый Путь, ведущий к
Мудрости, Силе и Здравию, который завещали нам Предки...
2. Радение
1. Пламени
Сварожьему паче огней земных в Ночи Года — славу речём!
2. Искрой
Кузни Небесной, снизошедшей в Предвечные Воды, пламенная стрела Сознания
пронзает тьму Неизведанного — Меч Истинного Ведания закаляется в мглистых водах
Владычицы Зимних Стуж...
3. Ледяная
вода обжигает хладом лицо и тело творящего мовь (омовение). Синие Очи Владыки —
что проруби в небесах, затянутых хмарью зимы... Жидкое золото Солнца блещет в
серебряной тьме. Волохатый Бог нисходит
во Тьму...
4. Силу Вещего
понеси, река! Мудрость Вещего сохрани, вода! Здраву Вещего подари людям!..
5. Ледяная
вода обжигает мои ладони. Серебряная Звезда Владыки блещет в глубинах вод.
Совершая семичастную мовь, радарь Вещего речёт в Сердце своём:
Сущему в
Образе Родового Звия (Змея) в зароде — слава!
Сущему в
Образе Владыки Живой и Мёртвой воды
в животе — слава!
Сущему в
Образе Лютого Зверя в ярле — слава!
Сущему в
Образе Солнца красного в сердце — слава!
Сущему в
Образе Повелителя Ветров в горле — слава!
Сущему в
Образе Вещего Ока во челе — слава!
Сущему в
Образе паче всякого образа в роднике-колороде — слава!
6. Вдох —
возвращает мне Силу, выдох — дарит Силу миру. Холодные капли стекают по внутренним сводам небес — внутри моей
головы, ставшей небесным сводом, орошают чело
— становятся Самосиянным Светом, в Котором тонут это небо и эта земля...
7. Я прорастаю Тобой...
Примечание:
Источники,
бьющие глубоко из-под земли, могут не замерзать даже при сильных морозах. Когда
входишь в такую воду, она кажется тёплой по сравнению с морозным воздухом над
нею. Вскоре тело как будто начинает нагреваться изнутри, и холод отступает. В
этот момент может показаться, что ты можешь оставаться в проруби ещё долгое
время, не только не замерзая при этом, но даже испытывая определённого рода
удовольствие. Но это ощущение обманчиво. Длительное пребывание в холодной воде
может легко переохладить неподготовленный организм, и когда человек спохватится
— будет уже поздно.
Совершив
омовение, не следует долго оставаться на морозе раздетым. Хорошо сразу по
выходе из воды закутаться в шерстяное одеяло или надеть шерстяной свитер.
«Согреваться» крепкими алкогольными напитками после омовения в проруби — крайне
нежелательно, если только ты не «пересидел» в проруби и не нуждаешься в
чрезвычайных мерах.
[1] Наши соратники из ССО СРВ
называют его также — Турицы Зимние.
[2] Начало праздничному
действу кладётся общим обрядовым зачином. Подробнее о сём — см., напр.: Влх. Велеслав. Урядник Малый // Книга
Велесовых Радений. Духовные практики и обряды Русско-Славянского Родноверия. —
М.: Велигор, 2008. С. 101–127.