В пору
двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю.
Примечали: «На Матрёну иней на деревьях —
к морозам», «Коли на Матрёну туман —
к оттепели», «Еслив этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё
плавать на воде».
По поверьям,
приходит Морена-Зима не позднее 21
груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение
Марии Богородицы во храм
— Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра Земля чествуется как Именинница. Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во день сей Велес и Макошь — Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву — слушают Землю.
В пору двоеверия на Руси 9 травеня/мая отмечали Николу Вешнего (Николу Тёплого), во многом «заменившего» Велеса. В народе говорили: «Нет за мужика поборника — супротив Николы (Велеса)», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает», «В Николу как дождь — будет хлеб и рожь», «Егорий коров запасает , а Николай — коней», «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травою».
Дрягослав
Весенний обряд принесения требы Земле
Как только отшумят буйные проводы Морены-Зимы, и запахнет в воздухе пришедшей весной, так пора будет вспомнить и о Земле нашей Матушке — как зиму суровую перенесла, не замёрзла ли в лютое время? И требу Ей принести надобно, дабы очнулась Она быстрее ото сна, и силы Её подкрепить для будущего плодородия...
День совершения обряда принесения требы Земле приходится обычно на конец березозола/марта — первую половину цветеня/апреля («от первых проталин»)[1] и выбирается Солнечный и достаточно тёплый.
Для требы берётся старый горшок, либо миска, либо небольшой котелок. Разводится костёр, делается сосновый или еловый кол. Заостряется он семью ритуальными ударами (если не получается ровно семь, то такой кол не пригоден для обряда). В котелок набирают снеговой воды, засыпают крупой и варят кашу.
С готовой кашей и прочими необходимыми предметами участники обряда идут к ближайшей проталине, к чистой земле. По дороге женщины закликают и славят Весну.
Вот одна из архаичных закличек весны:
Весна-красна,
Что ты нам принесла?
Соху, борону
И кобылу ворону,
Солнца клочок
И соломки пучок,
Хлебушка краюшечку
И водицы кужечку!
На проталине волхв опускается к земле, прикладывет к ней ладони, пытается узнать (почувствовать) нынешнее её состояние, после чего обявляет собравшимся свои ощущения. Начинается сам обряд. В земле аккуратно роется яма — с тем расчётом, что в неё войдёт горшок и место ещё останется. Волхв громким голосом «будит» Землю:
Разойдись, тучи тёмные,
Просияй, небо синее,
Освети-согрей, яро Солнышко весеннее,
Землю-Матушку!
Земля-Матушка, Кормилица!
Просыпайся-пробуждайся,
От последних снегов
Силы набирайся! Гой-Ма!
После сего присутствующие на обряде по очереди (посолонь) причащаются кашей, затем горшок с ней опускается на дно ямы. Волхв читает славление Земли[2]:
Матушка Сыра Земля,
Земля Родная!
Всех Ты нас породила,
Вспоила, вскормила,
Угодьем наделила,
Злак всякий взрастила!
Прости Ты нас,
В чём досадили Тебе!
[Земной поклон.]
Челом Тебе бьём,
Требу Тебе кладём,
Славу Тебе речём!
[Земной поклон.]
Матушка Сыра Земля,
Земля Родная!
Славна вовек буди,
Обильна, щедра ко людям,
Жито роди,
Род соблюди,
Здраву святи!
[Земной поклон.]
Гой-Ма!
Горшок с кашей засыпается землёй, яму закапывают и оставляют небольшой холмик. На его вершину волхв тремя ударами обуха топора вбивает кол, символизирующий связь меж Землёй и Небом (видимо, есть намёк на Велеса, т.к. кол сделан строго из деревьев, посвящённых Ему) — в залог будущего плодородия. На сём обряд завершается.
Использованная литература:
1. Гриниченко Б.Д. Этнографические материалы, собраные в Черниговской и соседних с нею губерниях. Вып. 3. — Чернигов, 1899.
2. Соколова В.К. Весенне-летние обряды русских, украинцев и белорусов. — М.: Наука, 1979.
Слава Роду!
[2001]
[1] Но не позднее Дня Земли — 9 травеня/мая-месяца.
[2] Славление записано со слов влх. Велеслава.
Вешнее Макошье: Именины Земли
1. День Земли: общие сведения
9-го дня месяца травеня/мая Славяне-Родноверы празднуют Вешнее Макошье — Святодень, когда пробудившуюся от зимнего сна Мать Сыру Землю чествуют как Именинницу. О сию пору, по поверьям, Мать Земля «отдыхает», поэтому в этот день Её нельзя пахать, копать, втыкать в неё колья и ножи.
Особливо чтутся во Святодень сей Макошь-Матушка — Земная Покровительница и Божественный Супруг Её — Велес-Батюшка, Бог Великий, Земле Велящий.
В эпоху двоеверия на Руси чтили Велеса в образе святого Николы, празднуя 9 травеня день «Николы Вешнего», или «Николы Тёплого». В народе говорили: «Нет за мужика поборника — супротив Николы (Велеса)», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает», «В Николу как дождь — будет хлеб и рожь», «Егорий коров запасает, а Никола — коней[1]», «Не хвались на Юрьев день[2] посевом, а хвались на Николин день травою».
В этот день приносят требы Земле и Воде, совершают обрядовый обход поля — Родовой нивы — посолонь, с песнями, прославляющими Великую Мать всего сущего, древнюю Богиню-Прародительницу Макошь. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву и слушают Землю, прорекая сородичам, в Яви живот свой длящим, волю Богов — Старших в Роду нашем.
Вещие жёны обращаются к Макоши особливо, прося Её не лишить Род Славянский доли и умерить недолю, коим покровительствуют Доля и Недоля — Прибогини-Потворницы Великой Матери Макоши...
Далее приводится краткий Уряд проведения праздника дня Земли, составленный влх. Богумилом Муриным и Вадимом Казаковым[3].
2. День Земли: Уряд Обрядовый
В этот день, 9 травеня, Славяне празднуют Именины Земли. Нельзя производить никаких земляных работ, нельзя пахать, боронить и втыкать в землю колья, ибо Земля отдыхает. Обращаясь к Матери Земле, во вспаханную загодя борозду кладут зерно и льют пиво, приговаривая, став лицом на восток:
Мать Сыра Земля!
Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота,
Оборота и лихого дела!
Повернувшись на запад, продолжают:
Мать Сыра Земля!
Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие,
Во смолу горючую!
Обратившись к полудню (на юг), произносят:
Мать Сыра Земля!
Утоли ты все ветры полуденные со ненастью,
Уйми пески сыпучие со метелью!
На полночь (на север) обращаются:
Мать Сыра Земля!
Уйми ты ветры полуночные с тучами,
Сдержи морозы с метелями!
После каждого обращения льют пиво в борозду, а затем разбивают кувшин, в котором оно было принесено. Когда-то в старину был и другой обычай с бороздой и зерном, после которого появляются на свет дети, но теперь, в связи с изменениями нравов, обряд ограничен заклятиями на стороны света.
После заклятий жрецы, раскапывая пальцами землю и нашёптывая:
«Мать Сыра Земля, скажи да всю правду расскажи, на [имярек] покажи!» — гадают о будущем по приметам, в земле встречающимся. Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дёрна, присягают Матери Сырой Земле, обязуясь защищать её от ворогов. Обряд оканчивается славлением:
Земля еси Родная,
Земля матёрая,
Матерь нам еси Родная,
Всех нас породила,
Вспоила, вскормила
И угодьем наделила,
Ради нас, своих детей,
Зелий еси народила
И злак всякий напоила —
Польгой беса отгоняти
И в болезнях помогати.
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради польги на живот!
После обряда освящённую горсть земли собирают и хранят как оберег. Хмельной пир и игрища завершают праздник.[4]
Слава Роду!
[2005]
[1] На Ярилу Вешнего (23 цветеня/апреля) начинали пасти коров, а на День Земли (Вешнее Макошье) — коней.
[2] Юрьевым (Егорьевым) днём на Руси в эпоху двоеверия называли день Ярилы Вешнего.
[3] Цит., с некоторыми исправлениями, по изд.: Влх. Богумил, Казаков В.С. Мир Славянских Богов. 2-е изд. — Калуга-Москва: «Русская Правда», 1998. С. 28-29.
[4] Запись 1995 г. (деревня Секиотово). Запись 1996 г. (Капище «Сокол»).