В пору
двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю.
Примечали: «На Матрёну иней на деревьях —
к морозам», «Коли на Матрёну туман —
к оттепели», «Еслив этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё
плавать на воде».
По поверьям,
приходит Морена-Зима не позднее 21
груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение
Марии Богородицы во храм
— Змеиный праздник,
отмечаемый во время Зелёных Святок; один из Святодней Кологода, посвящённых
Велесу. Свадьба Велеса и Живы. По поверьям, о сию пору змеи, потворницы
Велесовы, выходят на белый свет, принося Земле плодородие.
В пору
двоеверия на Руси 30 травеня/мая
отмечали Исакия Змейника.
По поверьям, в этот день змеи «имеют власть»
безнаказанно кусать неосторожных людей, каким-либо образом потревоживших их.
Считалось, что змеиный укус в этот день «ни
поп не отчитает, ни бабка-знахарка не зашепчет». В народе о Змейнике
говорили: «За Федосьей[1] — Исакий, выползает из
нор гад всякий», «На Исакия змеи
скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу», «На Исакия средь ряски — змеиные пляски», «На Исакия Семиглавый Змей — змеиную свадьбу справляет».
[1] В эпоху двоеверия на Руси
29 травеня/мая отмечали Феодосию Колосницу. В народе говорили: «Пришла Федосья — во ржи колосья». Этот
день считался самым несчастным в году; про него в народе говорили, что он один
«стоит всех понедельников — трудных дней».