Лавка Велеслава

- приход Морены-Зимы. В пору двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на деревьях — к морозам», «Коли на Матрёну туман — к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде». По поверьям, приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение Марии Богородицы во храм

Подробнее...
Группа Славянская Традиция
 



Видео
Фото
Аудио
Обои

ТРОИЦА ( ТРИБОГОВ ДЕНЬ ) — праздник конца весны и начала лета, отмечаемый 3 кресеня/июня, когда на   смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвящённый победе Бога Трояна над Чёрным Змеем. О сию пору Родноверы прославляют Сварожий Триглав — Сварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших Свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье. В пору двоеверия на Руси отмечали о сию пору Троицу и Духов день (Пятидесятницу).

  О сию пору издревле поминали Предков[3] и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей» — то есть неестественной смертью). В ночь на Троицу девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил. В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба — из-под земли тепло идёт», «Придёт Свят Дух — будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.


[1] Другое название — Ярило Сильный, или Ярило-в-Силе.
[2] «Православные» христиане отмечали Троицу в воскресенье через пятьдесят дней после Пасхи, а Духов день — в понедельник. Празднование совершалось в честь «сошествия Святого Духа на апостолов», описанного в «Евангелиях», которое осмыслялось христианами как проявление Божественной сущности Святой Троицы: «Бога Отца», «Бога Сына» (Иисуса Христа) и «Бога Святого Духа».

[3] Суббота перед Троицей называлась Троицкими Дедами; помимо почитания Предков вообще, в этот день единственный раз в году можно было поминать умерших «не своей» смертью, особенно самоубийц.

Ярила Мокрый — Ярила-в-Силе (Вторые Ярилки)  

 Празднуется 3 кресеня/июня-месяца. «Мокрым» же Ярила зовётся о сию пору потому, что Силу Свою явил — зарод Земле сотворил. Скоро (на Купалу — см. далее) Он, Старцем обратясь, на Небо уйдёт, но Сила Его Ярая всуе не пропадёт: Земля-Матушка священный Плод — добрый Урожай — во срок свой принесёт! Тако же и от веку было — всё по Закону Родову; тако же и мы Ярилу чествуем — всё по Искону Русскому! Во День сей люди собираются на Капище, славят Ярилу, просят у Него Силы:

  ЯРИЛО СИЛЬНЫЙ ХОДИ ДО НЫ ПРЕБУДИ ВО ЯРИ! ГОЙ! ЯРИЛО СЛАВНЫЙ СТАНИ СРЕДЬ НЫ ПРЕБУДИ ВО ЯРИ! ГОЙ! ЯРИЛО ЖГУЧИЙ ВСПОЛЫМИ НЫ ПРЕБУДИ ВО ЯРИ! ГОЙ! СЛАВА ЯРИЛЕ! ГОЙ!  

 Волхвы выносят Яруна, ставят его на рушник[1], обсыпают зерном, воскладают пред ним жертвенные дары Яриле. Жрец из особого кувшина возливает на Яруна наговорённую девятисильную воду, настоянную на девяти волшебных травах. Волхв вопрошает:

 — Что Ярила? Жрец ему ответствует: — КОЛО ВОЗЖЁГ! — То есть воссиял Вешним Солнцем. Затем — вновь возливает воду на Яруна. Волхв вопрошает: — Что Ярила? Жрец ответствует: — НА РОСУ ПОШЁЛ! — То есть сотворил зарод Земле-Матушке. И — в третий раз возливает на Яруна воду. Волхв вопрошает: — Что Ярила? Жрец ответствует: — ЖИТОМ ВЗОШЁЛ! — То есть взошёл Урожаем. После сего волхв обращается ко всем собравшимся и, воздев руки горе, громкогласно речёт: — Слава Яриле-Батюшке! Народ подхватывает славу: — Гой! Волхв — вдругорядь: — Слава Яриле-Батюшке!! Народ: — Гой!! Волхв — в третий раз: — Слава Яриле-Батюшке!!! Народ: — Гой!!!

 Затем всем миром кланяются Яриле да пускают по кругу братину с хмельным мёдом либо пивом — священным напитком Ярилы — не бесчинства ради, но на доброе веселье да на здравие. Когда братина обойдёт всех собравшихся, мужи да юноши выходят плясать обрядовый пляс, именуемый жёг: встают в коло, обхватывая друг друга за плечи, и начинают движение — один шаг противосолонь, два шага посолонь — с притопом, сначала медленно, затем постепенно ускоряясь. Колени поднимают как можно выше: чтобы жито росло высоко. При каждом шаге — единым гласом рекут: «ЯРЕ-ЯР» либо «ГОЙ». Пляс продолжается до полного изнеможения, после чего все падают на траву и в безмолвии слушают Землю... Завершается празднество — как и на Ярилу Вешнего — честной братчиной да весёлыми игрищами.



[1] Либо вырывают лунку в земле (Женское начало) и ставят в неё Яруна (Мужское начало). Иногда вокруг Яруна чертят посохом либо выкладывают из небольших камней свитень (спираль), дабы восходить к Образу Ярого Бога по кругам, многократно обходя его вокруг и так постепенно приближаясь к нему. Затем жрецы возливают на Яруна поочерёдно: масло (под возглас «Ярило Коло возжёг!»), молоко либо воду (под возглас «Ярило на росу пошёл!») и пиво (под возглас «Ярило житом взошёл!»).
 
 
 
< Пред.   След. >

Велесов Круг
Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская традиция

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца)