Реинкарнация у славян? Вера в переселение душ после смерти? Возможно
ли?! Читатель имеет полное право удивиться, ведь ни о чем подобном ему
ранее слышать почти наверняка не доводилось. В школьных учебниках, где
бегло говорится о религии славян-язычников, об этом ни слова, в более
серьезной литературе, этнографической ли, этнолингвистической ли,
исторической, на худой конец (буде обнаружится, что кто-то давал себе
труд ее читать), вроде как тоже (хотя на самом деле это совсем не так).
Так откуда у автора данной работы столь странное поле для исследования, с
чего такое неуместное заглавие для книги? Ведь Русь, что языческая, что
постязыческая, это небеленый холст, васильки там, лапти и березки,
печка, квас… А тут какая-то реинкарнация… «Постойте, переселение душ!
Так это же приснопамятный Владимир Семенович пел: «Быть может, тот
облезлый кот был раньше негодяем, // А этот милый человек был раньше
добрым псом»! Ах, вон вы про что, – скажет иной «знаток». – Ну, это не у
нас, а у этих, как их там?». И снова цитатой из Высоцкого: «Хорошую
религию придумали индусы». А раз индусы, то славяне тут с какого бока? И
он будет прав, этот гипотетический вопрошающий читатель. Славяне именно
тут совершенно ни при чем. Но и мнение о том, что вера в реинкарнацию
является «выдумкой индусов», ну или, что не менее наивно, «восточной
премудростью», является изрядным заблуждением. Увы, сила стереотипов
велика. Что ж, развеивать заблуждения – дело необходимое и уже
становящееся привычным. Так что приступим.
Исследование не обещает быть легким, но, могу поручиться, итоги его
окажутся весьма любопытными, а для тех, кто блюдет веру предков, – еще и
немаловажными. Предупрежу, пожалуй, только еще об одном. Собственно
славянской тематике посвящена вторая часть книги, первая же является
обзорной – в ней разбирается суть идеи метемпсихоза, терминология,
воззрения на душу, а также дается пространный обзор доктрины
реинкарнации в разных мировых культурах и религиях. Поэтому читателю,
который превосходно ориентируется в разбираемом вопросе и интересуется
лишь тем, что о реинкарнации было известно славянам, возможно, и вовсе
нет нужды обращаться к первой части работы, и стоит сразу приступить ко
второй. Тем же, кто в теме подкован существенно слабее, думаю,
небезынтересным окажется ознакомление с основными положениями веры в
переселение душ, а также узнать о ее распространенности у самых
различных народов земли. Поверьте, этот обзор удивит вас…
Наконец, маленькое замечание относительно подачи материала, на
котором основана данная книга. Как и в большинстве своих работ, я
предпочитаю прямое цитирование относящегося к теме исследования
фрагмента текста источника. Безусловно, недостаток у такого приема
имеется – он увеличивает как объем книги, так и объем информации,
которую читателю приходится усваивать. Однако два других способа –
пересказ и ссылка – мне кажутся менее подходящими. Пересказ, присущий
популярным работам, не дает возможности адекватно отразить имеющуюся в
источнике информацию, и всегда остается вероятность, что автор пересказа
в чем-либо неверно отразит оригинал, неуместно расставит акценты. Хуже,
впрочем, другое – если кому-то нужно воспользоваться данными сведениями
уже в своем сочинении, то ссылаться на пересказ очень неудобно, ибо
можно получить эффект «испорченного телефона». Что до ссылок, то этот
метод присущ сугубо научным изданиям и практикуется по причине экономии
места, поскольку причастность читателя к научной среде автоматически
подразумевает свободный доступ к источнику, на который ссылается автор.
Вот тут-то и кроется основная проблема, ибо в массе своей эти источники
оказываются малодоступны читателю, не имеющему прямого отношения к
данному направлению науки. Они могут быть изданы сотню лет назад,
напечатаны в региональном малотиражном сборнике, да еще и в иностранном
государстве. И тогда получается, что ссылка ведет в никуда. Именно по
этой причине прямое цитирование выигрывает – у читателя всегда
остается возможность ознакомиться с оригинальным текстом непосредственно
по мере чтения, сама же цитата позволяет без ссылки на данное издание
привести ее в любом другом исследовании с оригинальными выходными
данными.
влх. Богумил. Круг жизни и смерти.
Учение о переселении душ в культурах народов мира и славянской традиции. – Амрита-Русь, 2013, - 800 с.