вятодень, когда встречают Велеса в Его Зимнем обличии — в образе Деда
Мороза.
В пору
двоеверия на Руси 6 стуженя/декабря
отмечали день Николы Зимнего, за которым следовали Никольские морозы.
В народе
говорили: «Два Николы — один травный
(9 травеня/мая), другой морозный; один с
травой, другой с зимой», «Подошёл бы
Николин день, а зима будет», «На день
Николы зима ходит с гвоздём», «Хвализиму после Николина дня», «Сколько Никола Зимний даёт снегу, столько
Никола Вешний даст травы». В старину на Руси с Николы Зимнего открывались
сельские базары и ярмарки, устанавливались цены: «Никольский торг — всему указ», «Цены
на хлеб строит Никольский торг». Обычай этот пришёл из глубокой древности,
когда Велеса почитали по всей Руси тако же как Бога-Покровителя купцов и
торговли.
Встреча Велеса — Мороза
(6 стуженя/декабря-месяца)
I
1. Встреча
Велеса-Мороза — один из Велесовых Святодней года, отмечаемый Родноверами 6 стуженя/декабря-месяца («Никола
Зимний» — в эпоху двоеверия).
2. Во шубе
сивой, мохнатой, во шапке красной, золотой — приходит Велес-Мороз[1] о сию
пору к людям. В деснице Его — Посох Волховской, исполненный силой зимней,
ледяной. Во шуйце Его — Чарка Серебряна с Яр-Буйным Хмелем.
3. Чарка та
благодатна, яко Лоно Самой Великой Матери Макоши — Супруги Вещего Бога. А в
ней, яко Солнце красное в Ледяном Марином Терему, сокрыт Ярый Бог — Ярила Велесич
в образе Яр-Буйна Хмеля.
4. Настанет
срок — придёт на Землю Дева Весна-Красна, и приедет в ту пору Ярила-Весень в
обличьи человечьем к людям на Белом комоне, привезёт жита колос и от Солнца
добрую весть. Ныне же скрыт Он от взоров людских в Напитке Священном,
обрядовом:
Хмелю, хмелися,
Хмелю, ярися!
Кому пити —
Тому добру быти! Гой!
5. Кто пьёт
хмельное всуе — тот тем на Яр-Бога хулы возносит, а себя во Роду своём
бесчестит. Кто же пьёт Священный Напиток[2],
славя Ярого Бога в Сердце своём, как и Предки наши — древние Арии — издревле деяли, тот Силу и
Мудрость Его обретёт!
6. На всю
стылую зиму людям честным от Вещего — Вещий Дар: Яр-Буен Хмель — Коловрата
Сердца Суряный Жар! Мудрым — Пламя Прозрения, иным же — лишь посрамление...
7. Идёт Вещий
Бог по полям пустым, по лесам густым — Морене-Зиме путь снежный правит, а за то
всяк Родович честной Вещего славит, возрады Велесовы воспевает, Имя Велесово
величает:
Егда кто Велеса любит, егда кто Велесу
служит,
С тем Щедрый Велес повсегда вместе!
Велесе! Гой!
Егда кто к Нему прибегает, егда кто в
помощь призывает,
С тем Велес пребывает, завсегда ему
помогает! Велесе! Гой!
Велесе! Имя Твоё — знаменито, в победе
тезоименито:
Кривду оно побеждает, Правду в Родах
утверждает! Велесе! Гой!
Пастырю Небесного Стада, веди мя до
Вышнего Лада,
А мы будем Тя прославляти, Имя Твоё
величати! Велесе! Гой!
Побеждай неправду повсюду, помози
честному люду,
А мы будем Тя воспевати, Имя Твоё
восхваляти! Велесе! Гой!
II
1. О сию пору
— в день встречи Велеса-Мороза — Родноверы чтут Вещего Бога честными
братчинами, как то и Предки деять заповедали.
2. В эпоху
двоеверия на Руси братчины эти назывались Никольскими — по имени одного из
наиболее чтимых в народе святых — Николы Чудотворца, «второго после Бога заступника», покровителя земледелия и
скотоводства, хозяина земных вод, заступника от бед и напастей, помощника в
самых трудных делах и обстоятельствах, в образе которого народ чтил Велеса. В
древней былине о Садко поётся:
У того ли Николы Можайского
Те мужики новгородские сходилися
На братчину — Никольщину,
Начинают пить канун, пива
ячныя.
И пришел тут к ним удалой
добрый молодец,
...Бьёт челом, покланяется:
«А и гой вы еси, мужики
новгородские!
Примите меня в братчину —
Никольщину!..»
А и те мужики новгородские
Принимали его во братчину —
Никольщину,
...А и зачали пить пива
ячныя...
3. Николин
день — Никола Зимний, или Никола Холодный (а также Никола Морозный, Никола
Подкуй и др.), — это всеобщий гостевой праздник, который в некоторых губерниях
праздновался целую седмицу. Молодёжь в Никольских братчинах не участвовала: это
был праздник стариков, старших их сыновей (большаков),
наиболее уважаемых представителей деревенских Родов. К ним съезжались ближайшие
родственники и непременно приглашались соседи. Тех, кто отказывался от складчины
и уклонялся от празднования, изводили насмешками целый год.
4. На
Никольские братчины в каждом честном дому варили пиво и приглашали гостей. Пиво
из разных домов «женили» — сливали в одну братину, из которой затем разливали
его всем участникам братчины. В народе говорили: «Никольщина красна пивом и пирогами», «На Никольщину зови друга и недруга», «На Никольщину и друга зови, и недруга зови: все друзья будут», «Никольскую брагу пьют, а за Никольское
похмелье бьют». Остатки еды раздавали нищим; хлебные крохи бросали на
воздух, «чтобы нечистые духи не портили
ни деревьев, ни полей». Известен такой двоеверческий заговор на Хмель: «Господи Хмель, буявая голова, не вейся вниз
головою, вейся в посон под воргою, а я ж тебя не знаю, где живешь в верх сыра
древа, лезь к своему государю в медвяные бочки и в пивные. Как не лежит на
огне, и так на сем человеке лихая словеса у [имярек]: аще испиеши чашу сия,
доколе из меня словеси сия изошли, а из сего раба Божьего и похмелье. Господи Хмель,
как царь сидит на царствии своем, тако и ты сиди на месте своем, государь,
родись!»
5. Ещё в XIX
в. на Николу Зимнего существовал обычай — мальчики ходили по домам и славили
Николу-Велеса пением Духовных стихов в Его честь, как на Коляду:
Микола Зарайский —
Морям проходитель, землям
исповедник.
А знают Миколу неверные
орды.
А ставят Миколе свечи воску
яры, канун медвяны.
А ему, свету, слава, слава —
держава,
Во всю его землю, во всю
подселенну,
Слава до ныне и века!
Слава!
6. После
Николы Зимнего ударяют вторые[3]
морозы — Никольские: «Никольские морозы
не чета Введенским». В народе говорили: «Два Николы: один травный (9 травеня/мая-месяца) — весну открывает, другой морозный — зиму
ставит; один — с травой, другой — с зимой», «Подошёл бы Николин день, а зима будет», «Хвали зиму после Николина дня», «На день Николы зима ходит с гвоздём», «Сколько Никола Зимний даёт снегу, столько Никола Вешний даст травы»,
«Какой день на Николу Зимнего, такой и на
Николу Летнего (Весеннего)», «Коли на
Михайлов день (8 груденя/ноября-месяца) зима
закуёт, то на Николу раскуёт», «Коли
на Николин день след заметает, дороге не стоять», «Перед Николой иней — овсы хороши будут», «Иней на Николу — к урожаю».
7. В старину
на Руси с Николы Зимнего открывались сельские базары и ярмарки, устанавливались
цены: «Никольский торг — всему указ»,
«Цены на хлеб строит Никольский торг».
Обычай этот пришёл из глубокой древности, когда Велеса почитали по всей Руси
также как Бога-Покровителя купцов и торговли. Также с Николина дня молодёжь
начинала готовиться к Святочным посиделкам, шить наряды, мастерить обрядовые
личины для ряженых.
III
Ниже
приводится краткое описание Встречи Велеса-Мороза, празднуемой о сию пору
украинскими Родноверами:
1. Свято Велеса Зимового — Діда Мороза. Батько
Велес у Своїй зимовій іпостасі. Врожай вже давно зібрали, заплели Велесу
«бороду» з колосків на родючій ниві, зерно та інші дарунки щедрої Осені сховано
— буде що їсти взимку. Худоба у стайнях, пастухи вже подякували Велесу на
останьому осіньому випасі на траві, попрохали Його про благополучну зимівлю
тварин до першої весняної зелені. Бджоли — «Божі мухи» — теж зимують, пасічники
принесли хвалу Велесу і чекають разом зі своїми підопічними тепла. Все завмерло
у Природі, дерева сплять, багато з тварин лісових, полевих та водних також впало
у міцний сон до самої Весни.
2. Велес Волохатий — Зимовий Господар — Дід
Мороз має вкрити Мати-Землю білим кожухом, щоб вона теж гарно відпочила,
набралася сил, щоб було чим дати нове життя на новому оберті Річного Кола. Він
ходить вночі у заметеному снігом лісі, чекаючи великого Свята Зимового
Сонцевороту — Різдва Коляди. Це під Його ногами порипує сніг, у Його очах
відблискують холодні зимові зорі та Місяць, що срібно висить у студеному
чорному Небі. Це Йому, Вовчому Пастирю, Діду Ведмідю покірні лісові мешканці...
і навіть люті вовки в останній місяць Зими у Його слугах.
3. Волхви, жреці Його, провадять темними
зимовими ночами таємні дійства... палає високе вогнище у замерзлому лісі...
Люди зігрівають друг друга теплом своїх сердець, веселяться на зимових святах,
роздаючи один одному подарунки, особливо ж — дітям (так, тому і «наклався»
образ св. Миколая у цьому святі, так само як св. Власій став «машкарою» Велеса,
як «скот’єго Бога», покровителя худоби, привнесене християнство лише наслідувало
давню народну традицію, феномен «двовір’я»)...
Слава Роду! [2008]
[1] По другим представлениям,
Мороз — сын Велеса и Мары.
[2] На тайном языке волхвов пить хмельное — означает «пребывать в
опьянении Божественным, в Благодати Его Присутствия».
[3] Первые морозы —
Введенские. Введение отмечалось на Руси 21 груденя/ноября-месяца. В народе
говорили: «На Введение зима вводится»,
«Введение — ворота зимы», «Введение пришло — зиму привело», ибо
верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои права.