В пору
двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю.
Примечали: «На Матрёну иней на деревьях —
к морозам», «Коли на Матрёну туман —
к оттепели», «Еслив этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё
плавать на воде».
По поверьям,
приходит Морена-Зима не позднее 21
груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение
Марии Богородицы во храм
— ЯРИЛИН ДЕНЬ Ярила «отмыкает»
(оплодотворяет) Мать Сыру Землю и
выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав.
В пору
двоеверия на Руси 23 цветеня/апреля
отмечали день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) — Победителя
Змея. В народе говорили: «Егорий Землю
отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет», «Егорий с росой, а Никола (9 травеня/мая)
с травой», «Егорий с теплом, а Никола с кормом», «Ярило (Егорий) Храбрый — зиме ворог лютый». Если благоприятствовала
погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище — на
Ярилину росу.
По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка
вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!» А
тако же: «Не я бью — верба бьёт», «Будь высокий, как верба; будь
здоровый, как вода; будь богатый, как земля», «Вербохлёст — бей до слёз!» Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса!»
Говорили: «Ярилина роса от семи недугов»,
«На Юрия роса — не надо коням овса»,
«Гони животину на Юрьеву росу».
Просили Ярилу (Егория) — Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и
Волчьего Пастыря — оберечь скот от всякого хищного зверя. На Юрия запахивали
пашню, говорили: «На Юрия выезжает и
ленивая соха», «С Егорья — начало
сева яровых». По Юрьеву дню определяли урожай яровых хлебов: «На Юрия мороз — будет просо и овёс», «На Егория мороз — под кустом овёс», «На Юрия мороз — гречихи воз», «На Егория роса — будут добрые проса».
[1] Сие Ярилино Деяние иногда
разыгрывалось в деревнях следующим образом: парень, переодетый Ярилой, приезжал
на «коне» (двух или нескольких других парнях, обряженных в «коня», пошитого из
грубой холстины) к встречающим его людям, затем большим фаллоподобным колом «творилЗарод» Земле, макая кол в вырытую в поле и смоченную водой ямку,
после чего Именем Ярилы благословлял Землю и всех собравшихся.
Ярилины дни
Оных во
Кологоде два основных: Ярила Вешний — 23 цветеня/апреля-месяца да Ярила Мокрый
— 3 кресеня/июня-месяца.
На Ярилу Вешнего — 23 цветеня/апреля-месяца
— Ярила «отмыкает» (оплодотворяет[1]) Мать
Сыру Землю и «выпускает росу», отчего начинается бурный рост трав. В эпоху
двоеверия на Руси отмечали о сию пору день Георгия Победоносца (Егория
Храброго, Юрия Вешнего) — Победителя Змея. В народе говорили: «Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда
выпускает, зелёную траву выгоняет», «Егорий
с росой, а Никола (9 травеня/мая-месяца) с травой», «Егорий с теплом, а Никола с кормом», «Егорий Храбрый — зиме ворог лютый». Если благоприятствовала погода,
в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище — «на Ярилину
(Егорьеву) росу». По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка
вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!»
Купались в росе, приговаривали: «Будь
здоров, как Ярилина роса!», «Ярилина
роса от семи недугов», «На Юрия роса
— не надо коням овса», «Гони животину
на Юрьеву росу». Просили Ярилу (Егория) — Покровителя пастухов, Охранителя
домашнего скота и Волчьего Пастыря — оберечь скот от всякого хищного зверя. На
Юрия запахивали пашню, говорили: «На Юрия
выезжает и ленивая соха», «С Егорья —
начало сева яровых». По Юрьеву дню определяли урожай яровых хлебов: «На Юрия мороз — будет просо и овёс», «На Егория мороз — под кустом овёс», «На Юрия мороз — гречихи воз», «На Егория роса — будут добрые проса».
Ярила Мокрый — 3 кресеня/июня-месяца —
праздник конца весны и начала лета, когда на смену Младому Яриле-Весеню
приходит Трисветлый Даждьбог. В эпоху двоеверия на Руси отмечали о сию пору
Троицу[2] и
Духов день. В народе говорили: «С Духова
дня не с одного неба — из-под земли тепло идёт», «Придёт Свят Дух — будет на дворе, как на печке». Согласно народным
поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным
восходом на Духов день открывает Мать Сыра Земля свои тайны, и потому знахари
ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день
считается священной и целебной...
Тако же Ярилу
чествуют на Сороки — 9
березозола/марта-месяца, когда творят заклички Весны с «Ярилиных плешей» —
вершин холмов, с которых уже сошёл снег; на Весеннее Равноденствие (на Масленицу-Комоедицу) — 25 березозола/марта-месяца,
когда встречают Весну-Деву; а тако же — во время празднования практически всех
остальных Святодней весны и начала лета — Кологодного Удела Ярилы. А когда
настанет праздник Макушки Лета — Честна
Купала — 24 кресеня/июня-месяца — Ярилу «провожают» во Ино: шутейно «хоронят» (как уже было сказано ранее) Его соломенное
чучелко, наделённое выразительными мужскими признаками, чая скорое Ярилино
Воскрешение и богатый Урожай! Гой, Яре-Яр!
[1] Сие
Ярилино Деяние иногда разыгрывалось в деревнях следующим образом: парень,
переодетый Ярилой, приезжал на «коне» (двух или нескольких других парнях,
обряженных в «коня», пошитого из грубой холстины) к встречающим его людям,
затем большим фаллоподобным колом «творил Зарод» Земле, макая кол в вырытую в
поле и смоченную водой ямку, после чего Именем Ярилы благословлял Землю и всех
собравшихся...
[2]
Родноверы прославляют в этот день Сварожий Триглав: Сварога-Перуна-Велеса,
Сильных во Прави, Яви и Нави.
Ярила Вешний (Первые Ярилки)
Встреча Ярилы
Весеня — праздник Весеннего-Ярого Солнца, Солнечной-Мужской Яри, что
оплодотворяет — «отмыкает» по весне Землю-Матушку, вздымает к Небу златые
колосья на полях жарким летом да ярит всяк живот поднебесный, как великий, так
и малый. Отмечается Ярила Вешний 23 цветеня/апреля-месяца. О сию пору
закликается-славится Ярый Бог всем честным миром:
После того,
как должная треба принесена, и отзвучали все подобающие сему действу славления,
народ выходит во чисто поле, зовёт-кличет Ярилу — простирают руки к востоку,
«прогуживая» слог «ЯР» («ЯРЕ»). Через какое-то время на
«Белом Коне» (двух или нескольких молодцах, переодетых Конём) появляется Ярила
— принявший в себя Силу Ярого Бога юноша, обнажённый по пояс, разукрашенный
обрядными узорами и особыми Солнечными чирами (Коловратами и проч.). Во деснице
(правой руке) его символ Жизни — сноп колосьев, во шуйце (левой руке) его знак
Смерти — череп. Тако же с собой он привозит Яруна — деревянный расписной гой[1] либо
куклу с ярко выраженными мужскими принадлежностями (сего Яруна торжественно
«хоронят» на Купалу, о чём будет рассказано далее). Народ радостно и с
почестями встречает Ярилу — чествует хлебом-солью да земными поклонами, пивом
пенным да славословием вдохновенным:
ПРИЕХАЛ К НАМ МЛАДОЙ ЯРИЛА
ЯРЫЙ БОГ НА БЕЛОМ КОНЕ
ЗЕЛЕНЫЙ КАК ТРАВУШКА
РОСИСТЫЙ КАК РОСА
ПРИВЕЗ ЖИТА КОЛОС
ДА ОТ СОЛНЦА ДОБРУЮ ВЕСТЬ!
СЛАВА ЯРИЛЕ!
ГОЙ!
Ярила
принимает дары и благословляет народ. Волхвы рекут:
ХОДИЛ-БРОДИЛ ЯРИЛА
ПО ВСЕМУ БЕЛУ СВЕТУ
ПОЛЮ ЖИТО РОДИЛ
ЛЮДЯМ ЧАДЫ ПЛОДИЛ
КУДА ЯРИЛА НОГОЮ
ТАМ ЖИТО КОПНОЮ
КУДА ОН ВЗГЛЯНЕТ
ТАМ ЯРЬ ВЗЫГРАЕТ!
СЛАВА ЯРИЛЕ!
ГОЙ!
Затем Ярила
ведёт народ в поле — туда, где заранее приготовлена в земле лунка, смоченная
водой и пивом. Впереди несут немалых размеров деревянный гой, глава коего
опалена в Огне. Волхвы по дороге рассыпают зерно, рекут:
ЯРИЛА ПО ПОЛЮ ХОДИТ
ВЕСНУ КРАСНУ ДЕВУ ВОДИТ
В ЗЕМЛЮ СЕМЯ РОНЯЕТ
НЕЖИТЬ ПРОЧЬ ПРОГОНЯЕТ
В НЕБЕ СОЛНЦЕМ ИГРАЕТ
ЖИВУШКУ ЗАКЛИКАЕТ!
СЛАВА ЯРИЛЕ!
ГОЙ!
Когда приходят
на место, просят Ярилу «отомкнуть» Землю:
ГОЙ ТЫ ЯРИЛА ОГНЕННА СИЛА
С НЕБА ГРЯДУЧИ ТЫ ВОЗЬМИ
КЛЮЧИ
ОТОМКНИ ТЫ МАТЕРЬ-ЗЕМЛЮ СЫРУ
ПУСТИ ТЕПЛУ РОСУ ДА НА ВСЮ
ВЕСНУ
НА СУХО ЛЕТО ДА НА ЯДРЕНО
ЖИТО!
СЛАВА ЯРИЛЕ!
ГОЙ!
Либо:
ЯР-ЯРИЛО ВСТАВАЙ РАНО
ОТМЫКАЙ ЗЕМЛЮ ВЫПУСКАЙ РОСУ
НА ТЕПЛО ЛЕТО НА БУЙНО ЖИТО
НА КОЛОСИСТО НА ЯДРЕНИСТО!
СЛАВА ЯРИЛЕ!
ГОЙ!
Опалённым деревянным
гоем Ярила «творит зарод» Земле. Кого при вершении сего обдаст из лунки
брызгами, тому — благо! При сём рекут:
ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!
ЯРЬЮ ВОЗЪЯРИ ХМЕЛЕМ ВОСХМЕЛИ
СПОРЫШЕМ ВЗОЙДИ СОКОЛОМ
ВЗЛЕТИ
СТРЕЛЫ РАЗМЕЧИ СЕМЯ ПРОРОСТИ
КОЛОСОМ ЖИВЫМ СОЛНЦЕМ
ЗОЛОТЫМ
ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!
ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!
ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!
СЛАВА ЯРИЛЕ!
ГОЙ!
Когда обряд
завершён, волхвы подбрасывают крашеное красным яйцо высоко вверх, а затем
кладут на дно лунки и зарывают вместе с оставшимся зерном. Все кланяются Земле
и Яриле, после чего обычно устраивается братчина — хмельная и всякими яствами
обильная...
Далее следуют
игры, скоморошины, гадания (например, такое: с невысокого холмы скатывают яйца
и смотрят, чьё яйцо, не треснув, укатилось дальше всех), забавы молодецкие —
кулачный бой «стенка на стенку» либо «сам на сам» да иное боренье — меренье
силушкой богатырской, а тако же хождение по горячим углям — во славу Ярого
Бога! На Огнь рекут слова вещие:
ГОЙ ТЫ ОГНЬ ЧЕСТНОЙ КУДРЯМИ
ЗЛАТОЙ
ЯРО ГОРЯЩИЙ НА НЕБО ЗРЯЩИЙ
РАССТЕЛИ УГЛЯМИ ЖАРКИМИ
ДОРОГУ
ДО СВАРОЖЬЕГО ПОРОГА
НОГ НАШИХ НЕ ОБОЖГИ
А ИНО ВСЕ ИЗОЖГИ!
ГОЙ!
Как правило, о
сию же пору (или немного раньше, но не ранее Весеннего Равноденствия —
Праздника Новолетия в Яви) ставится на чистом месте, рядом с Капищем, Годовой
Запис — буеглавый четырёхгранный столб, разделённый небольшими зарубками на три
части: Верхнюю, Срединную и Нижнюю. Четыре грани его располагаются по четырём
сторонам света белого и соответствуют четырём временам года. Три части — олицетворяют
три мира: Правь Небесную — мир Богов, Явь Земную — мир Людей, и Навь Подземья —
мир Духов. Записом сей столб именуется потому, что в течение всего года на нём
записываются — вырезаются чиры и чароставы (простые и составные волховские
знаки) как самих Святодней, отмечаемых всем Родом (всей Общиной), так и тех
Богов и Прибогов, кои во дни сии от веку славятся — всё по Искону Русскому.
Каждому чиру и чароставу соответствует своё место на Записе: смотря по времени
года, на кое приходится тот или иной Святодень, по значимости Божества, Коему
сей Святодень посвящён, а тако же — по положению сего Божества во Тремирьи...
К установке
Записа волхвы готовятся заранее: постятся, бодрствуют всю предшествующую ночь —
творят коби, восхищаясь душами до
Неба, где общаются с Богами, испрашивая у Них советов и наставлений для всего
Рода. Наутро — выкапывают нужного размера яму, кладут на дно её камень — Твердь
Сварогову, Самого Алатыря-камня зримый образ, сыплют на него требное зерно,
льют пиво — просят у Родных Богов Силы, а у Земли-Матушки — поддержки для
зачинаемого дела. После чего — собирают народ, рекут о том, что поведали им
Боги, призывая в свидетели души Предков. Затем всем миром утверждают-ставят
Запис, славя Всебожье Родово и желая доброго мира и всяческих благ Всемирью...
[1]
Почитание мужского гоя (фаллоса) и женского лона было известно на Руси издревле
и повсеместно. Наши Предки-родноверы славили Творческую Силу Всеотца Рода и
Плодородие Матери Природы, почитая Их земные воплощения — детородные члены, не
усматривая в сём, в отличие от христиан, ничего дурного и постыдного. Так,
например, автор одного церковного (христианского) поучения пишет, что на Руси «чтут срамные уды... сотворённые в образ,
кланяются им, и требы им кладут. Словене же на свадьбах вкладываюче срамоту...
в вёдра...». Полный набор свадебных принадлежностей — ведро и вырезанная из
дерева «срамота» (гой) — найден, например, в Ленчице в слоях XII – XIII вв.
День Ярилы
Вешнего — Ярилина Среча — отмечается 23 дня месяца цветеня/апреля. Обрядиво, ко
Святодню сему приуроченное, чинится по следующему Уряду:
1. Освящение места
Жрец с внешней
стороны обходит посолонь Капище с топором (топоромах — оберег места) и мешочком
зерна в руках. За ним следует потворник с горящим факелом. Огонь символизирует
собой весеннюю Ярую силу, кою Ярило приносит с собою в Явь, а зерно —
плодородие Матери Сырой Земли, принимающей в Своё лоно Семя Богово. Обход
творится троекратно, во время оного жрец речёт слова призывания Силы Ярилиной:
Яро буди, вще-то живо,
Вще-то живо, яро буди,
Возроди, возъяри жито,
Яро жито, яро буди,
Вще-то живо, яро буди,
Яро буди, вще-то живо! Гой!
Часть зерна
затем разбрасывают по полю, а оставшейся частью благословляют собравшихся.
2. Возжигание Огня
Возжигание
священного Огня на Капище творится по общему Уряду. (Подробнее о сём — см. в
нашем «Уряднике Малом», в разделе «Уряд Обрядный».)
3. Зачин, слава, треба
Обращением ко
Всебожью Родову волхв восстанавливает Столп Силы от Земи до Неба,
прославляет Всебожье Родово, Сварожий Триглав и особливо — Ярилу Весеня.
Затем приносится общая треба (с воскладанием рук и мысленными
благопожеланиями), рекутся частные славления и приносятся малые требы (если в
таковых есть нужда). После того, как общая треба взойдёт, по кругу пускается братина
с хмельным мёдом. (Подробнее о сём — см. тако же в «Уряднике Малом».)
4. Заклички Ярилы
Перед началом
сего действа часть жрецов, предварительно выбрав из всего народа того, кто
будет изображать Ярилу, уходит вместе с оным в лес (либо: за холм, за реку).
Оставшийся же на Капище народ что есть мочи в позвонцы да колокольцы звонит, в
бубны ударяет, трещотками трещит, в роги гудит, песни весенние воспевает, тако
Землю ото сна зимнего пробуждая. Не худо к сему действу тако же и хоровод
посолонь завести.
Заклички Ярилы
хорошо творить с вершины красного холма либо с высокого обрыва. Волхв либо жрец
речёт подобающие словеса, а народ вторит ему. Например:
Ярило Сильный,
Ходи до ны,
Пребуди во яри! Гой!
Ярило Славный,
Стани средь ны,
Пребуди во яри! Гой!
Ярило Жгучий,
Всполыми ны,
Пребуди во яри! Гой!
5. Встреча Ярилы
В ответ на
заклички появляются уходившие пред тем в лес жрецы, ведущие коня, на коем
восседает Ярило, держащий в руках мёртвый костяк (человечий либо скотий череп)
и сноп колосьев. Вслед за Ярилой несут большой деревянный гой — зримый образ
Ярой силы. Жрецы обращаются к народу:
Приехал к нам Зелен Ярило —
Ярый Бог на зелёном коне,
Зелёный, как травушка,
Росистый, как роса.
Привёз жита колос
И от Солнца добрую весть!
Гой!
Встречают
Ярилу с почестями и весельем. Рекут слова:
Ярило! Вставай рано,
Отмыкай землю,
Выпускай росу —
На тёплое лето,
На буйное жито,
На колосистое,
На ядренистое! Гой!
Ярило вступает
внутрь Капищного круга, трижды обходит посолонь обрядовый Огонь и благословляет
собравшихся.
6. Зарод Земле
Ярило, опалив
главу деревянного гоя в обрядовом огне, кликает собравшихся идти в поле —
творить зарод Земле. Люди идут с песнями, несут Ярилины хоругви, разбрасывают
вокруг зерно. Жрецы рекут:
Ходил ЯрилоПо всему белу свету,Полю жито родил,Людям чады плодил.Куда Он ногою —Там жито копою,Куда Он взглянет —Там колос взыграет! Гой!
Троекратно
обойдя поле, Ярило подводит людей к заранее подготовленному месту на нём, где
жрецы руками вырывают небольшую ямку, смачивают её водой и пивом, сыплют в неё
зерно. Ярило воздымает ввысь деревянный гой и не менее трёх раз подряд с
размаха опускает его в ямку, повторяя тако любовное деяние Небесного Отца,
оплодотворяющего Мать-Землю. Народ славит Ярилу, благословившего Землю, после
чего жрецы закапывают ямку руками и помогают Яриле снять окруту (помогают
жрецу-лицедею вернуться к своему человеческому естеству).
7. Братчина
Как правило,
братчина устраивается прямо в поле. Непременной частью праздничной стравы
считаются: варёные яйца (а тако же яичницы), пироги с мясной начинкой,
всевозможные сладости, пиво и хмельной мёд.
8. Игрища
Завершается
празднование Ярилина дня весёлыми игрищами, молодецкими забавами и всяким
весельем — Яриле-Весеню во славу, а всем людям добрым во здраву!