В пору
двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю.
Примечали: «На Матрёну иней на деревьях —
к морозам», «Коли на Матрёну туман —
к оттепели», «Еслив этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё
плавать на воде».
По поверьям,
приходит Морена-Зима не позднее 21
груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение
Марии Богородицы во храм
(ДОЖИНКИ, ЗАЖИНКИ)— праздник окончания жатвы. В
этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру Землю за урожай,
приносят требы Макоши (Матери Урожая) и
заплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу.
В пору
двоеверия на Руси 15 серпеня/августа
отмечали Успение Пресвятой Богородицы.
В народе говорили: «Успенский пост спожинками разрешается», «Успение кончает дожинки». Женщины, окончив жатву, катались по
стерне и приговаривали: «Жнивка-жнивка,
отдай мою силку — на пест, на колотило, на кривое веретено!» — возвращая
себе при помощи этого заклинания отданную ими Земле (ниве, жниве) силу.
В некоторых
губерниях Спожинки праздновались в один день с Хлебным Спасом (16
серпеня/августа).
[1] В некоторых губерниях сей
праздник именовался Госпожинками — в
честь «Госпожи Матери Урожая» (Макоши
— в древности, Матери Пресвятой Богородицы — во времена двоеверия).
[2] В некоторых губерниях, где
Имя Велеса (Волоса) не стёрлось в памяти народной за века так называемого
двоеверия, обычай оставлять в поле сплетённые особым образом колоски «Волосу на
бородку» сохранился вплоть до XX
в. Кое-где колосья заплетали («заламывали») святому Николаю, отчасти
заменившему в эпоху двоеверия в народном сознании Велеса: «Миколе на бородку, чтобы святой угодник на будущий год не оставил нас
без урожая», а рядом закапывали в землю хлеб и соль.