В пору
двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю.
Примечали: «На Матрёну иней на деревьях —
к морозам», «Коли на Матрёну туман —
к оттепели», «Еслив этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё
плавать на воде».
По поверьям,
приходит Морена-Зима не позднее 21
груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение
Марии Богородицы во храм
— прощание с Лесным
Хозяином до будущей весны и
благодарение за все его дары, собранные в лесу за лето.
В пору
двоеверия на Руси 4 листопада/октября
отмечали Иерофеев (Ерофеев) день. По поверьям, с этого дня перестают бродить по
лесам последние Лешие (те, что не ушли под землю на Змейник Осенний). Чуя, что
выходит их срок, Лешие порой ломают в лесу деревья, на полянах вырывают землю
на семь пядей, загоняют всех зверей по норам. Весь этот день по лесам воют
ветры и слышатся стоны Леших. С первыми петухами Лешие проваливаются сквозь
землю, чтобы вновь вернуться лишь будущей весной.
[1] Леший — олицетворённая
душа леса. Когда приходит зима, Леший и подвластный ему лес засыпают. Впрочем,
верование в то, что Лешие спят всю зиму до весны — было распространено на Руси
не повсеместно.