В пору
двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю.
Примечали: «На Матрёну иней на деревьях —
к морозам», «Коли на Матрёну туман —
к оттепели», «Еслив этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё
плавать на воде».
По поверьям,
приходит Морена-Зима не позднее 21
груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение
Марии Богородицы во храм
— Святодень, посвящённый Велесу Волчьему Свату, предваряющий Малые Велесовы,
или Волчьи, Святки и Великий Велесов день (см. далее).
В пору
двоеверия на Руси 3 лютеня/февраля
отмечали день Симеона и Анны, именовавшийся тако же Малым Власием. В народе
говорили: «Семён с Анной сбрую починяют,
а Власий коней седлает». По народным поверьям, на Власия Домовой «заезжает»
лошадей, и чтобы этого не допустить, на ночь к лошади привязывали кнут,
рукавицы и онучи.
Велес Малый: Уряд Обрядный
1)Жданки,
уготовление обряда. Мужчины складывают костровище вне Капища на границе
леса, ставят столешницу из брёвен или стол из скатанного в комья снега, коли
снег липкий. Женщины собирают братчинные приношения и накрывают на стол.
Устроители встречают дорогих гостей чарами с питным мёдом, гости чествуют устроителей
ответными здравицами.
2)Зачин.
Слово волхва о празднике. Обращение к детям Велесовым — зверью лесному,
принесение треб — салом (зверю рыскучему), хлебом (зверю бегучему) и зерном (птицам
летучим), дабы не пугались огня, собирались бы на свадьбы звериные, а и
послушали бы птицы вещие да понесли слово Живе (подношения кладутся на пни или
куски древесной коры так, чтобы они не провалились под снег). Освящение,
заговор и возжигание Огня[1],
принесение требы Огнебогу Сварожичу (питным мёдом), славление всего Рода Небесного.
Круговая чара.
3)Хождение
«змейкой» (не разрывая рук) к берлоге медвежьей. Гадание — повернулся ли
медведь на другой бок[2]? Коли
повернулся, так уж и весна скоро.
4)Гадание
по посоху волховскому, брошенному поперёк тропы: занесёт ли его
пурга-метель, али нет? Коли занесёт — зима будет протяжная, а травы по лету
мало, а если не занесёт — весна будет ранней, а год урожайным. Волхвы
препятствуют метели (Морене и Её слугам), разметая снег веником из еловых
ветвей.
5)Явление
Морены-Зимы и Её свиты. Ругается Тёмная Богиня Морена на то, что горит Огонь
Живой в лесу. Не довольна Она шумом-гамом, грозится людей поморозить,
Живу-Весну не пустить. Тёмные слуги Морены стараются костёр растащить по
поленьям — отгоняют их волхвы кочергами. Заметают тёмные снег над гадательным
посохом — волхвы препятствуют им. Ещё пуще грозится Морена — и людей, и зверей
поморозить, помертвить.
6)Явление
Живы-Весны и Её свиты. Вступается Светлая Богиня Жива за людей, предвещает
приход Ярилы, сына Велесова, Который, если Сама Морена не утихомирится, собьёт
с Неё в своё время рога. Тёмные слуги Морены схватываются со светлыми
помощниками Живы, но никто не побеждает, ибо равны в эту пору их силы. Отвечает
Морена, что не страшится Она Ярилы, и что нет у Живы против Неё ещё сил. Жива,
зная это, призывает волхвов. Волхвы держат совет, после чего обращаются к
Велесу Мудрому за защитою. Открывается им от Велеса, что должно чествовать
Морену, задобрив Её чарой с хмельной брагой. Трижды подносят чашу волхвы, хмелеет
Морена, и уж не так грозна Она пьяная — не устояла перед брагою. Готова на
попятную идти, если потешат её играми да песнями.
7)Чествование
Велеса и Рода. Рады люди, чествуют они Морену наряду с Живой. Славят
встречу Их первую. Примирившиеся Жива и Морена вместе с людьми славят Мудрого
Велеса[3],
приносят требы Ему звоном монет и их россыпью округ, а также воют — потому как
«волчьи свадьбы» начинаются. Славят троекратно Рода — Отца Живы и Морены —
Утвердившего лад меж Ними (хлопают в ладоши).
И расходятся Богини в разные стороны от костра, скрываются в лесу.
8)Гульбище
и завершение обрядового действа. Собравшиеся пьют, едят, веселятся — как
обещали Живе и Морене. Устраивают игры и забавы: скоморошины, боротьбу на
гужах, «конный бой», бой «стенка на стенку», ломание палки и т.д.
Примечание:
Действо правят три жреца — белый, чёрный и красный. Белый — Живу зовёт и с Ней говорит, чёрный — с Мореной
переговоры ведёт и над кочергами ворожит, красный — заклинает Огонь. Также в
действе участвуют тёмная и светлая жрицы (Морены и Живы) и по два потворника
каждой (все должны одеться согласно выбранной Стезе). По окончании действа
жрицам и потворникам их должно умыться снегом и обойти вокруг Огня посолонь —
дабы очиститься от окруты, вершившейся на обряде.
Слава Роду!
[2005]
[1] Подробнее о сём — см. в
нашем «Уряднике Малом».
[2] По поверьям, на Громницу
(Сретенье) медведь поворачивается на другой бок, а на Комоедицу — выходит из
берлоги.
[3] Если Перун на Громницу
ведёт Силы Светлых Богов на бой с Тёмными Силами, то Велес решает дело миром,
восстанавливая так Лад Всемирья.