В пору
двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю.
Примечали: «На Матрёну иней на деревьях —
к морозам», «Коли на Матрёну туман —
к оттепели», «Еслив этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё
плавать на воде».
По поверьям,
приходит Морена-Зима не позднее 21
груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение
Марии Богородицы во храм
— праздник всего
Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время
подведения итогов. Встреча осени — чествование Макоши как Матушки-Осенины. В
этот день приносят требы Роду Вседержителю (Всебогу) и Роду Небесному
(Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих):
«Роду-Всеотцу и Родным Богам — вовек
слава, а нам — хвала по делам!»
В пору
двоеверия на Руси 8 вересеня/сентября
отмечали Рождество Богородицы. Осенины праздновались, как правило, у воды и
непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: «Если погода на Малую Пречистую[1] хорошая — осень будет
хорошая».
[1] Малая Пречистая — народное
название Рождества Богородицы. Большая Пречистая — Успение Богородицы.
Род во Святоднях Кологода
Кологод —
величайшее Откровение Родово, Хоровод Родных Богов, поочерёдно вершащих Деяния
Свои в Яви. Каждый из Родных Богов — Ликов Рода — имеет в Кологоде собственный
Удел; Удел же Самого Рода — поистине всё Коло годовое, ибо все Деяния Божеские
в Нём Одном исток свой берут, Силой Его подвигаются, вокруг Родового Столба,
Всемирье от Низу до Верху пронизывающего, споро коловертят. Поэтому с
прославления Рода начинается всякий обряд с-Правный
— по Прави творимый, всякое празднество Кологодное, всякая братчина и всякое со-бытие Общинное.
Род и Рожаницы
особливо чтятся во Святодень Свой — 8 вересеня/сентября, когда собран урожай.
Род
Вседержитель особливо почитается во время празднования четырёх основных
Солнечных Святодней Кологода.
Род Небесный
особливо почитается на Вешних и Осенних Дедов — во дни поминовения Предков.
За сородичей
(Род Земной) рекут здравицы во время всякой честной братчины.