Родной Верой славян является их этническая религия,
которую в науке принято называть язычеством. Этнические религии имеет
каждый этнос, поскольку традиционная культура народов является
изначальной для каждого из них, а привнесенная чужая культура может
налагаться на первоначально родные верования, смешиваться с ними,
постепенно вытесняя то, что когда-то было для этноса естественным.
Этнос - это кровнородственная общность людей, которая имеет
общую территорию (родную землю), общий язык (родной язык), общие родовые
легенды о происхождении своего народа, общую историческую память,
обычаи и обряды, то есть родную религию. Не случайно греческое слово
etnikos имеет значение "родовой, народный, языческий" - эти слова
синонимы.
Слово язычество - научный термин, восходящий к древнему
понятию "языцы" (языки, народы), однако в церковном истолковании оно
получило отрицательный смысл. Оно использовалось наряду с таким
понятием, как "поганство" (лексическая калька с латинского paganus -
сельский житель), которое само по себе не имеет отрицательного смысла.
Украинское язычество как изначальная религия русичей-украинцев по своей
сущности является православным, что означает веру местного автохтонного
населения Киевской Руси.
ИЗНАЧАЛЬНАЯ
ИСТОРИЯ
Этническая религия автохтонного населения Украины имеет
многотысячелетнюю историю, она старше христианства на несколько
тысячелетий. Формирование языческого мировоззрения Предков славян, в том
числе и русичей-украинцев, приходится на время перехода индоевропейских
племен к протонеолиту.
Периодизацию развития язычества можно рассматривать как
несколько больших эпох в жизни и мировоззрении автохтонного населения
территории Украины (поскольку предками народа считаются этносы, которые
заселяли его этническую территорию с древних времен, то для Украины это -
трипольцы, арии, скифы):
1. Досварожья эра, которая имела два этапа (допотопный и
послепотопный), каменный век с групповым или нестойким парным браком
(протонеолит и неолит).
2. Эра Сварога. Утверждение века металла и моногамной семьи, медный век.
3. Эра Даждьбога - сына Сварожьего, что совпадает с
возникновением государства, эпохи бронзы (согласно периодизации проф. М.
Чмыхова).
4. Эра Перуна - железный век, постепенная утрата этнических знаний, наступление интернациональных религий.
5. Возвращение к Сварогу - послежелезный век, эпоха Водолея, возрождение национальных приоритетов.
Народное мировоззрение прошло этапы, которые в целом
соответствуют основным археологическим эпохам. Для характеристики
религиозных верований древних дохристианских времен ученые используют
археологические памятники и письменные документы.
Язычество не было полностью уничтожено с приходом
христианской религии. Длительное время христианство было религией лишь
княжеско-боярской элиты, а народные массы оставались верными своим
родным Богам. Обращение в христианство растянулось на несколько
столетий: известны случаи крещения язычников даже в XIX в.
Сам термин Православие имеет языческое происхождение.
Первоначально он обозначал "славление Богов": Правь (Права) - это закон,
который руководит (правит) Вселенной, а славление - языческий ритуал,
торжественное богослужение, сопровождающееся пением религиозных гимнов,
которые назывались славами. Лишь с X в. Православием стали именовать
восточнославянскую ветвь ортодоксального христианства. Христианская
церковь, употребляя понятные для паствы слова, старалась привлечь людей к
новой религии. Согласно этому принципу давались созвучные названия
храмам (напр., церковь святого Вла-сия на месте капища Велеса, или
святого Вита на месте разрушенного храма Световита).
Можно утверждать, что этническая религия в Украине в скрытых
формах существовала параллельно с христианством на протяжении всего
последнего тысячелетия. Несмотря на преследование государственной
церковью народной обрядности: уничтожение волхвов (служителей этнических
культов), сожжение языческих книг, разорение капищ и вырубание
священных рощ, потребность в них не исчезала. Народ хранил большее
доверие к древним прадедовским обрядам, перенеся их в сферу семьи. Часто
даже после христианской службы в церкви,
отец семейства считал необходимым выполнить языческий обряд
дома в кругу своей семьи: Рiздво, Великоднiй обiд, освящение огнем или
водой дома или скота, двора, поля или зерна и т. п.
Анализ научных (исторических, фольклорных, этнографических)
данных об украинском язычестве свидетельствует, что синкретиза-ция
этнических элементов с мировыми (в данном случае - христианскими)
состоялась в мировоззрении и обрядности украинцев не ранее XVIII-XlX
веков. Если даже в начале XVIII в. имеем воспоминания о волхвах, с
которыми ведет постоянную борьбу христианская церковь, то, по-видимому,
народ обращался за услугами к служителям этнических культов и
поддерживал связь с.Родной Верой. Еще в начале XVII века христианский
монах Иван Вышенский писал в поучениях к украинскому народу об
уничтожении пысанок (расписных яиц), колядок, щедри-вок, Купальских
костров, поминальных трапез на могилках покойных родственников, указывая
на их языческое содержание. Но уже в середине XVIII века церковь, поняв
бесполезность этой борьбы, изменяет тактику: придав языческим обрядам
христианскую окраску, она включает их в свою практику. С этих пор
происходит интенсивное смешивание двух религий: этнической и мировой.
Эти попытки оказались малоэффективными, хотя и оказали определенное
влияние на народные массы.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
Мировоззрение славян сформировалось еще во времена
индоевропейской общности. Общим для всех славянских народов является
понятие Прави, идентичное также ведической Рите, и означает
универсальный космический закон, по которому неупорядоченное состояние
(хаос) превращается в гармонично упорядоченную Вселенную (космос). Правь
формирует порядок круговорота Вселенной. Этот порядок совпадает с
истиной. Правь руководит Вселенной и ритуалом (ср. Рита - ритуал, Правь -
правило, обряд). Правь невидима смертным: "закон, укрытый законом"
(Ригведа, 5.62.1).
Основополагающим принципом языческого мировоззрения славян
является понятие трехмерности мира. Триединство бытия отображено в идее
священного дерева (Древа Жизни), корень которого достигает подземных
глубин, мира Предков, (прошлого времени), мира Нави (Нав'я) - это
коренья нашего Рода. Ствол и ветви
священного Дерева олицетворяют проявленное бытие - мир живых
людей, мир Яви (настоящее время). Крона и листва священного дерева -
это жилье Властителей высшего мира Прави, мира Богов, которые правят
Вселенной, а также героев, которые погибли за свой народ и отошли к Небу
Богов. При взаимодействии небесной и земной сил рождается третья -
Сыновья сила. Так из триединства бытия является Род.
Вера в божественное рождение народа основывается на легендах
о кровной родственности русичей, Предков украинцев, с Богами. В "Слове о
полку Игоре-ве" русичи - "Дажбожьи внуки", а вещий Боян - "Велесов
внук". В Велесовой Книге говорится: "Славим Даждьбога и будет он наш
кровный защитник от Коляды до Коляды". Там же находим выражения "русичи -
внуки Сварога", "дети Перуна".
Многопроявленность Божественной сущности нашла свое
отображение в ипостасях многих Богов, которые должны рассматриваться как
многоименная целостность или множественное единство, а не как
абсолютный политеизм (многобожие). Для славянина-язычника разные
проявления Божьей силы должны быть названы конкретным словом: громовое
Небо с молнией - Перуном, весеннее солнце - Ярилой, летнее -
Даждьбо-гом, водная стихия - Даной, опекуны и создатели семьи Родом и
Рожаницами, плодородие поля - Русалками, Береги-нями и т.д.
До нашего времени дошли имена многих Богов, каждый из
которых почитается в свое время согласно календарю Коло Сва-рожье, где
Отец Сварог - небесный зодиак, а его сыновья Сва-рожичи - зодиакальные
созвездия, числом тринадцать. Главнейшими в этом календаре являются
праздники солнцестояния и равноденствия, а также промежуточные между
ними (всего восемь): Рождество Божича-Ко-ляды, Колодий, Великдень
Даж-божий, Русалии, Купайло, Боги-Спасы, Свитовид Осенний и Калита.
Временем, как и календарем вообще, руководит Числобог: "И Числобог
считает дни наши, быть ли дню Сваро-жьему, быть ли ночи".
Каждый из этих праздников связан с определенным этапом в
сезонных хозяйственных занятиях земледельческого народа, и начинается
специальными благословениями, молениями, жертвоприношениями. Во время
моления жертву кладут в огонь, а жертводатель наблюдает за тем, как
Боги принимают его молитву (направление дыма, цвет огня и т. п.
соответственно истолковывается жрецами), остаток жертвы распределяется
между верующими, раздается детям.
Славянское язычество имеет свои культы: Земли-Матери,
Отца-Неба (Сварога), Живой Воды, Огня-Сварожича, Предков, Деревьев,
Леса, Хлеба и пр. Ему присущ мировоззренческий дуализм, однако его
сущность в нашей Родной Вере отличается от привнесенного мировыми
религиями: добро и зло, день и ночь, огонь и вода, мужчина и женщина
(плюс и минус) рассматриваются как неразрывное единство. Язычник не
ставит перед собой задачу борьбы белого с черным, понимая, что именно
существование обоих начал порождает гармонию Вселенной. Данная мудрость
была ведома еще далеким Пращурам славян. Единство природного
(материального) и духовного (идеального, Божественного) является главной
основой жизни и быта язычников. Чистота телесная должна приблизить
человека к чистоте духовной, здесь нет ни отречения от мира, ни
монашеского аскетизма - он неестественен.
Легенда о рождении Дажбо-жьих внуков предшествует
христианскому "непорочному зачатию", понимаемому современными
христианами буквально. Языческие Рожаницы, оплодотворенные Даждьбогом
(духовной субстанцией), производят на свет Дажбожьих отрочат, которых
приносит Белее (Бог земного, материального мира). Мифологема духовного и
материального единства оформлена поэтической легендой, без коей
немыслима любая религия. Ее идеальная чистота еще не примити-визирована,
не перенесена на конкретных "исторических" лиц, как это произошло в
мировых религиях. Для язычника миф оказывается важнее, чем отдельный
"исторический" факт.
Параллельно с официальным христианством сохранились
языческие таинства и обряды: это создание рода (свадьба, венчание),
наречение (называние именем), введение в веру (показ Богам
новорожденного), посвящение (возрастные и сословные инициации),
священная жертва (причащение), смерть и бессмертие (погребение, переход
Души к царству Сварога).
Представление о Душе сформировалось у славян достаточно
давно. Душа - это тонкий, невещественный человеческий образ, похожий на
пар, воздух или тень. Она является причиной
мысли и жизни в том существе, которое она одухотворяет. Она
обладает сознанием и свободой своего телесного хозяина в прошлом и
настоящем. Душа, способна оставлять тело и быстро переноситься в
различные отдаленные места пространства. Она невидимая, но имеет и
некоторую физическую силу. Душа появляется людям во время сна или
бессонницы как привидение, отделенное от тела, но похожее на него.
Материально Душа связана со зрачками глаз, с пульсацией сердца (кровью),
легкими (дыханием): слова дыхание, дух, Душа - у всех славян считались
синонимами. Душу также представляют в виде огня, звезды, пара, ветра,
птицы, мотылька и т. п.
У славян бессмертие Души объяснялось постоянным
круговращением душ через миры Прави (Боги посылают Душу на Землю), Яви
(получение тела) и Нави (переход к царству Предков), из которого Душа
постепенно вливается в мир Прави, следовательно - каждая Душа после
смерти возвращается к Сварогу. Тело - одежда Души, которую дают Боги.
Именно поэтому мифологема божественных прях - Богинь Судьбы, которые
ткут человеческую рубашку, оказалась такой живучей в менталитете
украинцев. И до сих пор существует понятие священной обрядовой рубашки,
которой пеленают новорожденного, свадебной рубашки, которую надевают на
пахоту или сев. Чтобы оздоровить человека, язычники погружают сорочку в
священные воды источника или обливают водой из священного колодца, ибо
поврежденную жизненную ткань надлежит восстанавливать Живой водой.
Известен также обряд сожжения рубахи больного и одевание его в новую
рубаху. Подобный обряд осуществляют современные общины этнической веры
как раскре-щиванье от чужой веры.
ОБРЯДНОСТЬ
И
КАЛЕНДАРЬ
Жизнь язычника от рождения до самой смерти сопровождается
определенными ритуалами, которые называются обрядами и означают
"порядок, лад", то есть ряд последовательных действий, имеющих свои
правила, которые славяне выполняют ежедневно. Древнее славянское
значение слова ряд - очередь, шеренга, а также - договор, соглашение.
Это слово имеет также и конкретное значение: ряд - сбитые из досок
столы, поставленные рядами, которые наши Пращуры делали специально для
угощения большого количества людей на свадьбах, поминках, иных семейных
торжествах. Славянское "обрядування" первоначально означало обход гостей
по рядам с угощением (кушаньями, напитками), без которого не обходился
ни один из языческих праздников. Известные ритуальные "банкеты", которые
назывались братчинами, и происходили после каждого Богослужения, в
особенности на большие праздники солнечного цикла Кола Сварожьего,
когда, кроме угощения, по ряду передавалась ритуальная чаша или рог -
символ благосостояния. Каждый участник братчины, держа рог со священным
напитком, возглашал славу Богам и передавал рог по кругу (по ходу Солнца
- посолонь, то есть справа налево). Позже слово обряд стали применять
ко всем "родинным" или праздничным народным церемониям.
В языческой вере самыми большими "родинными" праздниками
каждого человека являются три: рождение, свадьба и похороны.
Современникам тяжело понять, что похороны могут быть торжественным
событием, однако древний язычник понимал свой переход к миру Нави как
праздник единения со своим Родом, уже в новом качестве - в кругу
Предков. Помимо этих главных этапов человеческой жизни отмечались еще и
другие: посвящение в Родную Веру, наречение ребенка, инициации
(пострижины в один год, в семь лет и на совершеннолетие), а также
сословные инициации (посвящение в воины, в духовный сан Волхва). Много
обрядов, связанных с важными событиями жизни семьи: построением,
переходом в новый дом, покупкой скота, выгоном его на пастбище, пахота,
сев и др.
Самыми богатыми остаются календарно-обрядовые обычаи,
которые в древние времена строго согласовывались с астрономическим
состоянием космоса, благодаря чему выработались космогонические мифы о
Сотворении мира, Великодне, Купайле, Обжинках - эти религиозные тексты
дошли до нас в фольклорных записях.
Языческий календарь имеет название Коло Сварожье. Коло
Сварожье наших Предков - это зодиакальный круг. Сварог - мужское
воплощение Вселенной, Бог-творец Вселенной, небесный кузнец, который
выковал мир, создал первых людей, населил Землю живыми существами, стал
покровителем брака и семьи. В индоевропейской традиции Сварог
(ведический Тваштар) изображался с топориком в золотых руках. В Ригведе
он имеет еще эпитет "прекраснорукий", то есть Бог-художник. Сварог -
творец всех живых и умерших форм природы, воплощение космических сил
(света, огня и воздуха), отец зодиакальных созвездий (Божи-чей), которые
получили отчество - Сварожичи. Сварог почитается в различных обрядах
Кола Сваро-жьего как универсальная божественная субстанция.
Атеней №3-4 2003