В пору
двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю.
Примечали: «На Матрёну иней на деревьях —
к морозам», «Коли на Матрёну туман —
к оттепели», «Еслив этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё
плавать на воде».
По поверьям,
приходит Морена-Зима не позднее 21
груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение
Марии Богородицы во храм
— Святодень, когда Великая
Тёмная Владычица, Хозяйка Зимних Стуж входит в Свою полную силу.
В эпоху
двоеверия на Руси этот день — 13 сеченя/января
— считается в народе «страшным», опасным для всего живого. Его не отмечают как
собственно праздник, поэтому
этнографические сведения о нём крайне скудны. Так, известно, что день этот —
один из самых «несчастливых» дней в году. Это связано с тем, что, согласно
народным верованиям, о сию пору на волю «отпускаются» Лихорадки, или
Сестрицы-Трясовицы, дочери Мары, обитающие во мрачных подземельях мира Нави. На
ночь в этот день оставляют на столе кашу, молоко и хлеб для Домового, с
просьбой о благополучии. Если в доме «поселилось» Лихо, обращаются к Домовому
за помощью.
[1]Лихорадки — буквально: «радеющие о лихе (зле)», ср. у Фасмера:
«рада лиху»; олицетворения болезней, зловредные и «злообразные» духи женского
пола из свиты Мары; по некоторым сведениям, Её дочери. Их обрядовое вызывание и насылание используется в Кощной потворе. В иконописи до конца XVII в.
было распространено изображение Лихорадок-Трясовиц в виде женщин, нередко
обнажённых, с крыльями летучей мыши (символ ночи), причём все изображались
разными красками: белой, жёлтой, красной, синей и др. В эпоху двоеверия на Руси
Лихорадок отождествляли с «проклятыми» дочерьми библейского царя Ирода. По
одной из народных легенд, записанной в Черниговской области, когда Иродиаде
принесли голову Иоанна Крестителя, она «затряслась
от ужаса в лихорадке», именно от неё затем Лихорадки-Трясовицы разошлись по
всей земле, поэтому Лихорадка считается «жидовкой» (в значении «иномирного»
существа).
Мара Зимняя
(13 сеченя/января-месяца)
1. Мара-Морена
— Владычица Зимняя, Тёмный Лик Великой Богини-Матери — Та, Которая
владычествует в Смерти.
2. Различают
три Зимних Лика Мары:
1) Мара Девица (Юница) — Мара Осенняя — Её
встречают не ранее 9
груденя/ноября-месяца («Матрёна Зимняя» в эпоху двоеверия), но не позднее 21 груденя («Введение»);
2) Мара Владычица — Мара Зимняя — Её
чествуют 13 сеченя/января-месяца
(подробности см. далее);
3) Мара Старица — Мара Вешняя — Её
провожают на Масленицу, не позднее 25
березозола/марта-месяца, сжигая чучело Старухи-Зимы на обрядовом костре.
3. Пора в
Годовом Круге, когда Великая Тёмная Владычица, Хозяйка Зимних Стуж входит в
Свою полную силу, — 13 сеченя/января
— считается в народе «страшным» временем, опасным для всего живого. Этот день
не отмечают как собственно праздник,
поэтому этнографические сведения о нём крайне скудны.
4. Так,
известно, что день этот — один из самых «несчастливых» дней в году. Это связано
с тем, что, согласно народным поверьям, 13 сеченя на волю «отпускаются»
Лихорадки[1], или
Сестрицы-Трясовицы, дочери Мары, обитающие во мрачных подземельях мира Нави,
числом 13: Огнея, Гнетея, Знобея, Ломея, Трясея, Хрипея, Глухея, Пухлея, Сухея, Желтея, Чернея, Хладея и Старея (известны
и другие имена Сестриц-Трясовиц[2]).
5. По
белорусским поверьям, Старшая Сестра-Трясовица, скованная в Подземной Обители
двенадцатью цепями, в этот день выгоняет своих сестёр на землю (в мир Яви) —
«искать пристанище». Поэтому, чтобы уберечься от «непрошенных гостей», люди с
утра обмывают притолоки дверей освящённой или заговорённой водой, после чего
плотно закрывают все двери и окна в доме, «запечатывая» их обережными заговорами.
6. На ночь в
деревнях оставляют на столе кашу, молоко и хлеб для Домового, с просьбой о
благополучии. Если в доме «поселилось» Лихо, обращаются к Домовому за помощью.
Для этого, встав до первых петухов, берут крашеное яйцо, оставшееся с Ярилы Вешнего
(23 цветеня/апреля-месяца), зажигают свечу и обращаются к Домовому со словами
заговора:
Дядя Домовой, Хозяин
Дворовой!
Приходи ко мне на свет от
свечи,
На зелень, как дубовый лист,
На синь, как речной вал!
Приходи таков, как я есть
сам,
Я тебе яичко Ярилино дам!
Пособи мне, помоги мне,
Отведи моё горе [такое-то]
От моего дома, от моего
двора,
От моей семьи, от меня,
Внука Даждьбожьего [имярек]!
Хозяюшко, пособи в моей
беде!
Именем Велеса заклинаю! Гой!
Свечу и яйцо
оставляют там, где читался заговор, а сами идут спать.
7. Сведущие
люди чтут в этот день Зимнюю Владычицу особо — обрядами и радениями. В лесу
находят сухое дерево, кладут к его подножью собачий череп, к ветвям привязывают
обрывки звериных шкур. Кланяются Маре подгорелыми пресными лепёшками (перепеками) и очищенными от скорлупы
варёными яйцами, которые накалывают на «Навьи кости» — заточенные колышки,
воткнутые в снег вокруг дерева.
8. Колдуны
чертят на яичном белке своей кровью особые чиры,
призывая Силу Тёмной Владычицы — как ради исцеления[3], так
и для Кощных заклятий... Однако на Родовых обрядах, буде таковые совершаются в
этот день всей Общиной, использование крови в общем кругу строго запрещено.
Слава Роду!
[2009]
[1]Лихорадки — буквально: «радеющие о лихе (зле)», ср. у Фасмера:
«рада лиху»; олицетворения болезней, зловредные и «злообразные» духи женского
пола из свиты Мары; по некоторым сведениям, Её дочери. Их обрядовое вызывание и насылание используется в Кощной потворе. В иконописи до конца XVII в.
было распространено изображение Лихорадок-Трясовиц в виде женщин, нередко
обнажённых, с крыльями летучей мыши (символ ночи), причём все изображались
разными красками: белой, жёлтой, красной, синей и др. В эпоху двоеверия на Руси
Лихорадок отождествляли с «проклятыми» дочерьми библейского царя Ирода. По
одной из народных легенд, записанной в Черниговской области, когда Иродиаде
принесли голову Иоанна Крестителя, она «затряслась
от ужаса в лихорадке», именно от неё затем Лихорадки-Трясовицы разошлись по
всей земле, поэтому Лихорадка считается «жидовкой» (в значении «иномирного»
существа).
[2] Так, например, в русском
заговоре XVIII в. также
упоминаются: Гладея, Храпуша, Немея и др. В некоторых заговорах Сестриц-Трясовиц — 7, 10, 12, 40
или даже 77. Иногда встречаются и другие числа — от 1 до 99, что может
соответствовать количеству симптомов той или иной болезни.
[3] Ср. народный способ
избавиться от лихорадки: три куриных яйца, сваренных в моче больного, зарывают
в муравейник, веря, что когда муравьи съедят яйца, лихорадка пройдёт.