(ВТОРОЕ или ВЕЛИКОЕ ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ, СВАРОЖКИ) - череда
Святодней, посвящённых Сварогу, Ковалю Небесному и Отцу Светлых
Богов-Сварожичей (Сварожья седмица: с 1
по 7 груденя/ноября). Пора окончательного «закрытия» Сварги, а тако же
время, когда Земля начинает сковываться на зиму льдом.
В пору
двоеверия на Руси 1 груденя/ноября отмечали день святых Космы и Дамиана —
Кузьму-Демьяна Зимнего (Кузьминки).
В
народе говорили: «Кузьма и Демьян —
проводы осени, встреча зимы, первые морозы», «Кузьминки — курьи именины, девичий праздник», «Батюшка Кузьма-Демьян — Куриный Бог», «На Кузьму-Демьяна — курицу на стол». О сию пору обычно
устанавливается первый (непрочный) зимний путь: «Кузьма-Демьян с осеннего перепутья путь правит», «Демьянов путь — не путь, а только зимы
перепутье». Очень много Кузьминских приговоров связано с началом зимы и
первыми морозами: «Из Кузьмы-Демьяновой
кузницы мороз с горна идёт», «Не
велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь Святую в ней ледяные цепи куются»,
«Закуёт Кузьма-Демьян, до весны не
расковать», «Кузьма и Демьян с
гвоздём», «Кузьма-Демьян — скуй воды»,
«Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна»
и т.п.
Тако же о сию
пору отмечались: 2 груденя/ноября — Акиндин и Пигасий («Акиндин разжигает овин, Пигасий Солнце гасит», «Акиндин и Пигасий осматривают житницы»);
6 груденя/ноября — Павел Исповедник и Варлаам Хутынский — Ледоставы («Если на Ледоставов снегопад, зиму надо ждать
снежную, хорошую для озимых», «Если
лёд на реке становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко — то и хлеба
будет гладко», «На Ледоставов встречаются два друга — мороз да
вьюга»); и 8 груденя/ноября — Михаил Архангел, пора кратковременных
Михайловских оттепелей: «Кузьма закуёт, а
Михайло раскуёт». Если же оттепелей не было, говорили: «С Михайлина дня зима стоит, земля мёрзнет»,
«День Михайла — с полумостом», «Михайло мосты мостит», «Со дня Михайла Архангела зима морозы куёт».
[1] Или вторые Осенние Деды
(Дедова седмица).
[2] Святые Косма и Дамиан
(Кузьма и Демьян) почитались в народе как родные братья-бессребреники,
целители, покровители домашнего очага, устроители браков, мастера и труженики.
Тако же Кузьму и Демьяна почитали как покровителей кур. В деревнях в этот день
хозяйки непременно звали священника отслужить у курятника молебен и окропить
кур святой водой. В народных представлениях петух и курица были тесно связаны с
плодородием и свадебной обрядностью. Девушки просили Кузьму-Демьяна в этот день
о женихах, поэтому Кузьминки почитались в народе и как девичий праздник. |