Лавка Велеслава

- приход Морены-Зимы. В пору двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на деревьях — к морозам», «Коли на Матрёну туман — к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде». По поверьям, приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение Марии Богородицы во храм

Подробнее...
Группа Славянская Традиция
 



Видео
Фото
Аудио
Обои

КРАСНАЯ ГОРКА ( НАВЬЯ СЕДМИЦА ) — череда Святодней, предшествующих дню Земли (см. далее), седмица поминовения Предков (с 1 по 7 травеня/мая), когда навии (души умерших) посещают живых. В пору двоеверия на Руси о сию пору отмечали Пасху , коей предшествовала так называемая Страстная неделя . Неделя, следующая за Пасхой, называлась Фоминой неделей — временем поминовения усопших. Основным днём Фоминой недели почитался вторник, именуемый в народе РАДУНИЦЕЙ  (РОДОНИЦЕЙ) , когда родственники умерших отправлялись на кладбище, где поп служил панихиду, после окончания которой на могиле устраивалось угощение, во время коего усопших окликали по именам и вежливо приглашали разделить трапезу с живыми.

Самым опасным днём Фоминой недели считался четверг, именуемый в народе НАВЬИМ ДНЁМ, ибо считалось, что в этот день души умерших приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение, открывали окна и не входили в неё до рассвета. Самым радостным днём Фоминой недели считалось воскресенье, именуемое в народе КРАСНОЙ ГОРКОЙ, когда на возвышенных местах устраивали народные гуляния, водили хороводы и играли в разные весёлые игры. Тако же в этот день по обычаю происходили смотрины будущих невест.


[1] Само название «Пасха» происходит от наименования иудейского праздника Песах (иврит. «минование»), празднуемого в честь вероломного бегства иудеев из Египта. «Православные» христиане праздновали на Пасху «воскресение» Иисуса из мёртвых, описанное в «Евангелиях». Обычай красить яйца (из Яйца Всебога Рода было рождено Тремирье), печь куличи (фаллоподобные хлеба, символизирующие Оплодотворяющее Начало Рода и Вечное Возрождение) и даже сама идея «воскресающего» весною Бога — всё это было заимствовано христианами у наших Предков-Родноверов и не имеет никакого отношения к библейской традиции. 19 июня 325 г. Первый Вселенский Собор в Никее определил время празднования Пасхи для всех христиан — после Весеннего Равноденствия и следовавшего за ним первого полнолуния, в пределах между 22 марта (4 апреля по новому стилю) и 25 апреля (8 мая по новому стилю).
[2] В память о «страстях» — истязаниях Иисуса перед распятием, описанных в «Евангелиях».
[3] Название праздника происходит от слова «радость» — радость от встречи с душами Предков и радость о Вечном Возрождении и Бессмертии Духа.

[4] На Радуницу (от слова «радость», или Родоницу — от слова «Род») Родноверы справляют тризны по Предкам — своим ушедшим сородичам, прославляя тако преемственность Рода. Воины бьются друг с другом обрядовым боем на возвышенных местах — «боряхуся по мертвецы», дабы Предки радовались их удали и силе.

 
 
Весенние Славянские обряды в честь мёртвых  

   1. Во многих Славянских землях до сих пор сохранились праздники в честь мёртвых. Народ ходит на жальники (могильники) 1 сухеня (марта), в час рассвета, и там приносит жертвы мёртвым. День этот носит название — Навий день и посвящён Богу Велесу, Навьему Владыке, и Богине Смерти Морене.

  2. Седмица перед Именинами Земли носит название — Навья седмица, или Вешние Деды. Это время, когда поминают мёртвых и радуются победе Вечной Жизни над Смертью (отсюда происходит название праздника — Радуница).

  3. Вообще, любой обряд в честь мёртвых имеет своё название — тризна. Тризна по умершим есть, прежде всего, пир, творимый в их честь. Со временем Славянскую тризну изменили в поминки, которые совершают в нынешнее время даже несведущие (и неверующие) люди.  

 4. Тризна представляет собой многоступенчатый обряд. Люди приносят на могильники лепёшки, пироги, крашеные (непременно в красный цвет — цвет жизни и возрождения) яйца, медовуху, и поминают мёртвого. При этом обычно женщины и девушки причитают.

  5. Причитанием вообще называют плач по покойнику, но не бесчинное нечленораздельное кликушество (род болезненного припадка) и не бессловесный плач — без слёз и часто даже без звука, либо сопровождаемый всхлипыванием и повременными стонами. Нет, это печальная песня потери, лишения, автор которой — сам потерпевший или понёсший утрату.  

 6. Так, обливаясь горючими слезами об умершем родственнике и будучи не в состоянии затаить в себе душевной боли от разлуки, родственник, а чаще родственница поминаемого — падает на могильник, где скрыт прах, или стоит рядом, ударяя себе в грудь, плачет, выражая нараспев своё чувство в словах, сказанных от всей души, от всего Сердца — глубоко прочувствованных, как правило, несущих на себе глубокий отпечаток народного сказительства.  

 7. Ниже приведены примеры таких песен-причитаний:  

 1) Плач дочери по отцу:

  Со восточной со сторонушки Подымалися да ветры буйные Со громами да со гремучими, С молоньями да со палючими; Пала, пала с небеси звезда Всё на батюшкину на могилушку... Расшиби-ка ты, Громова стрела, Ещё матушку — да Мать Сыру Землю! Развались-кося, ты, Мать-Земля, Что на все четыре стороны! Скройся-ко, да гробова доска, Распахнитеся, да белы саваны! Отвалитеся, да ручки белыя, От ретива от сердечушка! Разожмитеся, да уста сахарныя! Обернись-кося, да мой родимый батюшка, Перелётным ты да ясным соколом, Ты слетай-кося да на сине море, На сине море да Хвалынское, Ты обмой-ко, родной мой батюшко, Со белова лица ржавщину; Прилети-ко ты, мой батюшко, На свой-то да на высок терем, Всё под кутное да под окошечко, Ты послушай-ко, родимый батюшко, Горе горьких наших песенок...  

 2) Плач старухи по старику:   На кого ты, милый мой, обнадеялся? И на кого ты оположился? Оставляешь ты меня, горе-горькую, Без теплова свово гнёздышка!.. Ни от кого-то мне, горе-горькой, Нету мне слова ласкова, Нет-то мне слова приветлива. Нет-то у меня, горе-горькой, Ни роду-то, ни племени, Ни поильца мне, ни кормильца... Остаюсь-то я, горе-горькая, Старым-то я старёшенька, Одна да одинёшенька. Работать мне — изможенья нет. Нет-то у меня роду-племени; Не с кем мне думу думати, Не с кем мне слово молвити: Нет у меня милова ладушки...

  8. После причитаний устраивается тризна — поминальный пир с угощением всех собравшихся, после которого родственники поминаемого — как молодые парни, так и зрелые мужи — меряются силами и воинским умением друг с другом, дабы предок их мог порадоваться силе и удали своих потомков, живущих в Яви.   9. Помимо внутрисемейных или внутриродовых, также справляются тризны, в которых принимает участие весь мир (народ), вся Община (состоящая из представителей разных Родов). Именно такие тризны повсеместно совершаются на Вешних Дедов, Радуницу или Навий Великдень. Пир, воинские состязания, а также песни и хвалы — доставляют отраду душам умерших, и они за это внушают живым полезную мысль или дают совет...    

 

Слава Роду!   [2005]

 
 
< Пред.   След. >

Велесов Круг
Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская традиция

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца)