В пору
двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю.
Примечали: «На Матрёну иней на деревьях —
к морозам», «Коли на Матрёну туман —
к оттепели», «Еслив этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё
плавать на воде».
По поверьям,
приходит Морена-Зима не позднее 21
груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение
Марии Богородицы во храм
СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА, вид спортивного единоборства и
комплексное боевое искусство, состоящее из четырех видов и
двенадцати базовых стилей, объединенных общим названием.
Славяно-горицкая борьба – авторская система, разработанная
А.К.Беловым на основе боевых и состязательных традиций восточных
славян. Основная задача системы – подготовить бойца-универсала,
способного бороться по любым правилам и в любых условиях, против
нескольких противников (в том числе вооруженных) и т.д.
Соревнования по славяно-горицкой борьбе проводятся среди мужчин и
среди женщин. Поединки ведутся в полный контакт с применением
защитных средств.
Некоторые из используемых в славяно-горицкой борьбе разработок взяты
на вооружение спецслужбами и предназначены только для «служебного
пользования». Помимо России, славяно-горицкая борьба в той или иной
форме развивается в странах СНГ и некоторых государствах дальнего
зарубежья.
Структура славяно-горицкой борьбы. Виды боя.
Классический бой – комплекс организованных боевых действий,
направленных на продолжительный поединок в стойке, победа в котором
достигается не за счет физической силы, а благодаря техническому
совершенству. Классический бой наиболее применим в поединках с
представителями других видов единоборств, когда борьба в партере по
каким-либо причинам невозможна.
Штурмовой бой – комплекс организованных атакующих действий с целью
активного наступательного подавления любых форм сопротивления
противника, независимо от его физических данных и степени боевой
подготовки. Имеет особую техническую и этико-философскую разработку.
Базируется на изучении и управлении различными моделями поведения
человека и «механическими» стандартами его действий. Штурмовой бой
наиболее применим в условиях уличной драки. Спортивный штурмовой бой
имеет свои стилевые особенности.
Тотальный бой – комплекс организованных технических действий для
профессионального поединка в бое без правил. Особенность тотального
боя – специальная техническая подготовка (ориентированная на ведение
поединка с борцами джиу-джитсу, дзюдо, самбо, вольной борьбы, бокса,
кикбоксинга, каратэ) и определенная стилистика. Тотальный бой
наиболее применим в поединке с представителями других видов
единоборств по правилам, не имеющим ограничений на борьбу в партере.
Военно-прикладной бой – специализированный армейский комплекс,
предназначенный для ведения боевых действий на коротких огневых
дистанциях и в условиях рукопашного боя. Включает в себя: огневую
подготовку по нетрадиционной программе; плавательную подготовку
специальным способом; особые приемы перемещения и контроля
пространства; искусство выживания в условиях длительной изоляции и в
экстремальных ситуациях; универсальные навыки владения холодным
оружием.
Базовые стили.
Радогора – стиль боя руками, вобравший в себя технико-тактические
наработки школ славяно-горицкой борьбы и др. русских боевых стилей.
Подол – стиль боя ногами, в котором руки выполняют только защитные
функции. Способы передвижения и удары заимствованы из боевых плясов
славян, из исторических школ русского рукопашного боя и европейских
единоборств (шассон, сават, пуринг, фольдерскал).
Коромысло (пропорциональный стиль) – система боя, в которой высокий
темп движений достигается поочередными ударами рук и ног за счет
инерции и особой пластики, что позволяет экономить силы бойца.
Уклад – сплав нескольких видов борьбы, объединивший
технико-тактические наработки русской исторической школы и
специальные приемы для ведения тотального боя.
Позем (комплексный бой на земле) – стиль, в котором применяются
заломы, перевороты, удержания, болевые и удушающие действия, а также
различные удары в положении лежа.
Свиля (боевая гимнастика) – система приемов, позволяющих уклоняться
от ударов и захватов противника. Формирует у бойца особую пластику
движений, позволяет без чрезмерных усилий избежать атаки противника.
Пята (стиль неплановых ситуаций) – вырабатывает навыки ведения боя в
специфических условиях: в темноте, в тесноте, на скользком покрытии,
при численном превосходстве противника и на ограниченном
пространстве.
Грудок – способ организации боя с превосходящим физически (по росту,
весу, силе) противником.
Гибкие перестроения (противосистема) – маневрирование и тактические
уловки с учетом стереотипных действий противника, использующего тот
или иной вид единоборства.
«С-42» – разновидность славяно-горицкой борьбы, адаптированная к
реальным боевым условиям. Включает в себя наиболее результативные
технические действия, систему выживания, специальные навыки, а также
способы ведения партизанской войны.
Огневой бой – бой с использованием огнестрельного оружия. Система
строится на основе пистолетного троеборья: встречный бой (дуэльная
стрельба в движении), прицельная стрельба, демонстрация техники
боевого перемещения, а также общих принципов боя с применением
автоматического оружия.
Клинковый бой – система боя на основе ножевого троеборья (свободный
бой, метание ножа и демонстрация боевой техники в перемещении).
Из истории славяно-горицкой борьбы. Зарождение славянских
школ боевого единоборства относится приблизительно в 3–2 вв. до н.
э. На Руси бойцовские традиции имеют многовековую историю.
Параллельно развивались и развлекательная, игровая народная традиция
и боевые виды единоборств. При всем их различии между этими
направлениями существовала очевидная связь: народная забава была
своего рода школой по начальной подготовке будущего бойца.
Самый древний вид борьбы на Руси – медвежья борьба – уходит корнями
в дохристианскую эпоху, когда медведь считался тотемным животным и
защитником рода. (Проводившиеся на поле ритуальные схватки были
призваны отогнать от посевов злых духов.) Считается, что от
медвежьей борьбы произошли такие виды народной состязательной
культуры, как борьба в охапку, в схватку, в крест, на вороток и т.д.
Большое распространение получила также заимствованная у тюркских
народов борьба на поясах (в настоящее время признана официальным
видом спорта).
Наряду с борьбой у нас в стране развивались различные виды кулачного
боя с акцентированной ударной техникой: сам на сам, толпа на толпу,
стенка на стенку, сцеплялка – свалка и т.д.
На Руси практиковались судные поединки и бои на заклад («призовые»
бои). Значительный пласт национальной боевой культуры сформировался
благодаря навыкам воинского сословия – дружинников, бояр, воевод. В
систему профессиональной подготовки русских воинов входили среди
прочего стрельба, метание ножей, фехтование на всех видах холодного
оружия, борьба в доспехах и т.д.
Берсерки (бирсерки) или ярыги (ярые воины) занимают особое место в
истории русских боевых искусств. Подобные воины-одиночки
(существовавшие у многих индоевропейских народов) благодаря своим
особым навыкам могли противостоять целому неприятельскому отряду. В
состоянии аффекта ярый воин был нечувствителен к боли и мог
преодолевать препятствия, неприступные для человека в обычном
эмоциональном состоянии.
Со временем, когда на первое место вышло огнестрельное оружие,
рукопашный бой как область профессиональных навыков начал терять
былое значение, но народная состязательная культура – несмотря на
многочисленные запреты, – продолжала развиваться.
Название борьбы происходит от обрядовых поединков на курганах погибших
воинов – горицах. А.К.Белов (воинское имя – Селидор) изучал народные
обряды, игрища и предания в экспедициях по различным регионам
Центральной России, Урала, Перми, Сибири и Севера. Основной материал
был собран благодаря личным встречам и переписке с людьми, хорошо
знающими национальные традиции (в исторических документах мало
упоминаний о борцовских поединках: христианская церковь вела
непримиримую борьбу с языческими традициями, неотъемлемую часть
которых составляют боевые игрища).
Нельзя утверждать, что славяно-горицкая борьба – доподлинно
воссозданный конкретный стиль единоборства, существовавший в
какой-то исторический период. Она вобрала в себя древние приемы
различных состязательных и боевых видов русской борьбы, упоминания о
которых удалось разыскать, и современные реконструированные
модификации.
В 1991 в Кинешме прошел первый Всесоюзный семинар по
славяно-горицкой борьбе. С 1994 регулярно проводятся чемпионаты
России, а также соревнования областей, городов и т.д. В 1996
основана Федерация славяно-горицкой борьбы России (президент –
А.Белов), объединяющая сеть спортивно-методических школ, клубов и
региональных союзов. Центральная школа Федерации СГБ – клуб «Сварог».
Федерация проводит различные соревнования, организует авторские
семинары и школы спортивного мастерства, готовит мастеров, тренеров
и инструкторов по славяно-горицкой борьбе. Ежегодно составляется
рейтинг сильнейших борцов России.
У каждого, выбирающего стезю боевого искусства, неизбежно
столкновение с дилеммой: красиво или реально? К сожалению, в жизни
понятия «эффект» и «эффективность» мало соединимы. Вполне
естественно, чему отдает предпочтение легковесная увлеченность и что
оставляет для себя зрелый выбор. Представляя европейскую традицию
боевого искусства, я никогда не переставал восхищаться изысканностью
и коммерческой зрелостью ее восточного собрата. Да, Восток- это миф,
ирреальность. Он эстетизирует все, даже самые незначительные,
неприметные проявления бытия. Он всегда будет тяготеть к иллюзии,
ставя человека на грань предела его жизненных возможностей.
Вспомните хотя бы йогу. И рукопашный бой здесь – воплощенная
иллюзия. Поединки сродни цирковому представлению, полному
трюкачества, внешней напыщенности и едва допустимой достоверности,
конечно, это привлекательно. Особенно для тех, кто не видит разницы
между реальностью и ее идеализированным кино-отпечатком. Нельзя
сказать, что увлечение иллюзией абсолютно безобидно, ведь она
разрушает способность соизмерять жизненные реалии. А это, увы,
иногда чревато тяжелым отрезвлением. Не случайно сам Восток
разделяет понятия «драка» и «боевое искусство». Впрочем, мы
абсолютно различны. И наш разговор о драке, о драке, как об
искусстве поведения, искусстве управления ситуацией, искусстве
регуляции взаимоотношений силовым способом, искусстве
жизнеспособности, наконец, просто боевом искусстве. Да, драка, в
моем представлении, есть способ завоевать свое место в этом мире. А
потому речь идет не только о кулачном умении, но и о состоянии вашей
натуры, когда барометр души показывает на бурю, а сознание ищет
причастия победой над тем, кто загораживает ваш горизонт. Драка.
Неужели это только стихийная сумасбродность и разнузданная
непотребщина самопроявления? Нет, конечно же, нет. Славяно-Горицкая
борьба утверждает, что драка есть холодный расчет, уникальная
точность действия и широчайший спектр рефлексов готовности: от
парадокса до бытовой типичности мордобойного скандала. Мы
провозглашаем своей религией рационализм, а идолом делаем результат.
Мы приносим ему в жертву любую условность: спортивный зал, удобную
одежду и обувь, специальную физическую подготовку. Мы остаемся
наедине с реальностью, остаемся такие, как есть, и побеждаем. Я не
помню случая, чтобы зрелый мастер Славяно-Горицкой борьбы проиграл
хотя бы раз. Итак, русская профессиональная драка — Славяно-Горицкая
борьба.
Особенностью, делающей славяно- горицкую борьбу наиболее
предпочтительной школой для современных силовых структур является
то, что в этом виде боя есть все формы движения. Боец гориц-файтинг
адаптирован к любому противнику и готов с ним драться даже по
правилам тех единоборств, которые предлагает этот противник.
Кроме того горица предлагает:
- специальную практику против более рослого, тяжелого и сильного
противника;
- против нескольких, постоянно и одновременно атакующих противников;
- бой в темноте;
- бой на любой площадке (на лестнице, в лифте и т.п.);
- наиболее результативную европейскую школу ножевого боя;
- оригинальную школу пистолетного боя.
Поручение Воину
Меч - ничто, воин - все.
Каждый равен каждому, все равны всем, каждый равен всем.
Если ты не можешь выжить в одиночку, и тысяча друзей тебя не спасет.
Слово данное варваром, является залогом его чести.
Если слово идет впереди тебя, в этом еще нет большой беды, но если
ты не можешь его догнать, значит ты не мужчина.
В поле варвар дома, в лесу варвар дома, в море варвар дома потому,
что дом варвара - это он сам.
Не подними руку на друга своего.
Не отрекись от друга своего.
Если варвар сдается в плен, это значит только то, что он собирается
нанести удар по врагу с тыла.
Семья для варвара в первую очередь - его дети.
Варвар, который над всем в жизни ставит женщину - слепой варвар.
Варвар, забывший отца и мать, будет забыт сам.
Враг каждого из нас - наш общий враг.
Разумно то, что полезно.
Ищи себе друга, враг найдет тебя сам.
Если ты хочешь изменить мир вокруг себя - перерождайся сам.
Кривое дерево легче срубить, чем выправить.
Стоящую цель стрела любит больше.
Варвар дважды в один след не наступает.
Верни себе то, что ты потерял.
Никогда не жалей о том, что тебе не принадлежит.
Не трогай чужое, оно для тебя проклято.
Три главных порока: предательство, трусость, глупость.
Варвар верит глазами. Если тебе скажут, что солнце теперь восходит
на западе, не поленись утром посмотреть в окно.
не делай себе врагом того, кто тебя своим врагом не считает. Прости
того кто прощает тебя.
Варвара можно уничтожить, но победить - никогда!
Варвар, забывший врага своего - мертвый варвар.
Ты проиграл столько раз, сколько раз забыл о своем поражении.
Превратить врага в соратника - лучшая победа.
Варвар должен быть для врага непонятным, непредсказуемым и
неожиданным.
Трудно попасть в ту цель, которая все время исчезает.
Никогда ни о чем не проси. Добивайся всего сам.
Не верь в удачу - она слепа. Верь в успех, варвар всего добивается
сам.
Презри просящего.
Помоги тому, кто нуждается в твоей помощи, но не просит о ней.
Варвар никогда ни на что не жалуется. Варвар не будет жаловаться
даже на собственную жизнь.
Удача нужна слабым. Сильным сам двигает звездами.
Причину всех неудач надо искать искать в себе.
Твердо стоит на ногах тот, кого не качает то в одну, то в другую
сторону.
Где труднее - там достойнее.
Тот, кто держит голову опущенной - ничего не видит.
Топор любит склоненные головы.
На все вопросы, которые жизнь поставила перед тобой, ты должен
ответить сам.
Болтун украшает свою жизни словами, торговец - деньгами и роскошью,
воин - смертью.
Ты можешь далеко уплывать от берега, главное - всегда на него
возвращайся.
Не говори десять слов там, где от тебя ждут только одного слова.
Твои враги боятся не тебя, а воина в тебе и варвара в тебе.