В.Б.Яшин. Церковь православных староверов-инглингов
Феномен так
называемых "нетрадиционных культов" и "новых религиозных движений"
(НРД), во многом определяющий духовную атмосферу в современной России,
обсуждается и анализируется в последние годы весьма оживленно и
разносторонне. Этой теме посвящено уже не поддающееся учету количество
как сугубо академических, так и откровенно миссионерских либо
контрпропагандистских публикаций.
Тем более странно, что до сих пор явно
на периферии интересов исследователей остается такое достаточно мощное
направление в нынешнем богоискательстве, как неоязычество.
Показательно, что в подавляющем большинстве случаев оно даже не
включается в типологию и классификацию НРД (как редчайшее исключение
см. [1]), да и само это понятие не получило однозначного определения.
Так, нередко термин "неоязычество" трактуется как совокупность вообще
всех без разбора нехристианских (прежде всего неправославных) культов и
учений, возникших в последнее время. Подобная интерпретация сейчас
получила широкое распространение благодаря, в частности, неутомимой
полемической деятельности новомодного диакона Андрея Кураева, одна из
наиболее известных книг которого так и называется - "Соблазн
неоязычества". Однако предпочтительнее выглядит использование этого
понятия в более узком смысле: неоязычество - идейно-политическое
движение, направленное на реанимацию доавраамических
локально-этнических верований и культов и связанных с ними традиционных
социальных институтов.
Общие черты, присущие неоязычеству,
хорошо иллюстрируются примером "Древнерусской Инглиистической Церкви
Православных Староверов-Инглингов".
Как это обычно и бывает с
НРД, данное культовое новообразование неотделимо от своего
харизматического лидера - отца Александра, имеющего титулы Патер Дия,
Главы Ордена-Миссии "Джива - Храм Инглии" и Капен-Инглинга. Отец
Александр (Александр Юрьевич Хиневич) родился в Омске в 1961 г. и хотя
не получил серьезного образования (воскресная приходская школа, СПТУ в
Приморье, несколько курсов Омского политехнического института),
действительно обладает значительными познаниями в сфере древних
религий, эзотерики и оккультизма, свободно владеет английским языком.
Присущи А.Хиневичу и незаурядные парапсихологические способности,
возможно, связанные с тем, что, по его словам, он несколько раз
переживал клиническую смерть; к тому же (опять-таки со слов А.Хиневича)
в его роду были колдуны. Заслуживают упоминания также колоритные
внешние данные отца Александра, чем-то напоминающего Г.Распутина,
прекрасное владение приемами риторики и психологического
манипулирования - все это тоже непроизвольно привлекает внимание к
Патер Дию, вызывает у слушателей интерес и доверие к его построениям.
В
Омске А.Хиневич стал известен примерно с 1989 г. как один из пионеров
оккультного бума, охватившего этот город, как и всю страну, на гребне
Перестройки. Особую популярность ему принесли выступления в дворцах
культуры с лекциями по эзотерике и сеансами массового целительства,
кроме того, внимание к нему привлекло участие в нашумевших акциях,
связанных с так называемыми аномальными явлениями. Так, в 1990 г.
А.Хиневич с группой местных уфологов совершил серию экспедиций в
"аномальную зону" в Москаленском районе Омской области и будто бы имел
контакт с НЛО; в 1991 г. он принял активнейшее участие в организации и
проведении одной из первых в Омске конференции оккультистов "Тайные
знания". Примерно в это же время А.Хиневич основал Центр по изучению и
исследованию паранормальных и аномально-контактных явлений "Джива". На
базе Центра проводились курсы по экстрасенсорике и прочему оккультизму,
его сотрудники (в первую очередь сам А.Хиневич) на коммерческой основе
занимались снятием порчи, изгнанием полтергейста и т.п. Были созданы и
выездные бригады экстрасенсов-целителей, которые выезжали далеко за
пределы Омской области. Вообще, без А.Хиневича в начале 1990-х гг. в
Омске не обходилось ни одно "аномальное" событие.
Постепенно,
однако, А.Хиневич почти целиком переключился на организацию собственной
церкви. Первое время община (ее костяк составили наиболее преданные
отцу Александру его ученики, закончившие курсы в "Дживе") существовала
неофициально. Затем, 28 мая 1992 г. состоялось учредительное собрание,
был принят Устав, и необходимые документы были переданы для
регистрации. Поскольку никаких аналогов общине Хиневича известно не
существовало, Омское областное управление юстиции обратилось в
Министерство юстиции РФ. В августе 1992 г. пришел ответ, суть которого
сводилось к тому, что Инглиистическая церковь является новой
деноминацией и что указанное объединение нигде, включая Россию, своего
духовно-административного центра не имеет. Кроме того, в ответе
указывались конкретные несоответствия Устава инглингов существующему
законодательству. Пока тянулась волокита с регистрацией, А.Хиневич
отправился в США, где пробыл четыре месяца и, по непроверенным данным,
сумел создать небольшую общину своих единомышленников из числа
эмигрантов. Вернувшись в Омск, 28 сентября 1992 г. А.Хиневич провел
повторное учредительное собрание, в котором, согласно протоколу,
присутствовало 69 человек, Устав был переделан. 29 октября 1992 г.
община была наконец зарегистрирована и получила в Омском Облюсте
регистрационный номер 53 по списку религиозных объединений. При этом не
было выполнение требование тогдашнего законодательства о регистрации
общины в Верховом Совете РФ как относящейся к новой деноминации.
Первоначально
община отца Александра не имела собственного помещения. Одно время
инглинги собирались в омском ДК "Рубин" (где, кстати, в начале 1990-х
гг. квартировали многие группировки уфологов и экстрасенсов), затем до
сентября 1993 г. центр общины находился в ДК "Звездный", а потом она
получила в аренду заброшенный деревянный дом на ул. Воронкова, 29-А.
Здесь, в бывшем здании библиотеки, после ремонта было создано "Капище
Веды Перуновой" ("Храм Мудрости Перуна") и разместились
зарегистрированные в конце 1993 г. мужская и женская духовные семинарии
инглингов, а также воскресная храмовая школа "Мидгард". Обучение в этих
заведениях проходит в обстановке сугубой секретности, знания даются
строго ограниченными порциями по мере продвижения адепта по уровням
внутренней иерархии. Среди изучаемых предметов - кабалистическая
астрология, энергетика священных символов, трансцендентальная физика,
трехмерная математика и т.п.
Деятельность общины финансируется
частично за счет пожертвований прихожан, частично за счет помощи
спонсоров, частично за счет собственных коммерческих структур "Асгард"
и "Ирий", занимающихся строительными работами, издательскими услугами,
консалтингом и т.д.
С 1992 г. Инглиистическая Церковь
периодически выпускает в свет бюллетень "Джива-Астра", а сравнительно
недавно обзавелась собственной страницей в Интернете
(www.chat.ru/~d.astra). Община иглингов не обделена вниманием местных
СМИ [2], правда, в последнее время А.Хиневич выступает в масс-медиа
нечасто.
Количество омских инглингов неуклонно растет, и в
настоящее время может быть оценено приблизительно в три тысячи человек.
Среди них резко преобладают подростки и молодежь, особенно студенты и
аспиранты. Безусловно, в Инглиистической Церкви молодых людей
привлекают не только экзотические ритуалы и романтика приобщения к
"Сокровенным Знаниям Древних", но и особая атмосфера духовной коммуны.
"В капище … можно жить неделю, месяц, год… Уйти на нужное время. А при
ссоре с родителями это очень кстати. Тут живут люди из других городов,
останавливаются те, кто путешествует автостопом. Здесь тепло и уютно, а
отче, стоящий во главе Церкви, охотно принимает всех приходящих,
называет их "чадами", беседует, поит чаем. Вот она - замена дома.
Причем какая! Тут же полная свобода действий" [3].
Теперь - о
том, что такое инглиизм. Согласно А.Хиневичу, "Инглиизм - это
Вероисповедание, а не религия, т.к. слово религия означает -
искусственное восстановление Духовной связи между людьми и Богами. Нам
нет необходимости в восстановлении Духовной связи, т.к. эта связь
никогда не прерывалась, ибо Боги наши - суть Предки наши, а мы дети
их"[4]. Отец Александр не любит, когда его учение называют язычеством:
"Мы именуем себя Староверами-Инглингами или Православными Славянами,
ибо:
Мы - Староверы, так как исповедываем Старую Веру Расы Великой, ниспосланную Родом Небесным;
Мы
- Инглинги, т.к. храним Священный Огонь Первопредков и возжигаем Его
перед образами и Кумирами Богов и Святомудрых Предков наших;
Мы - Православные, т.к. ПРАВЬ славим, а ПРАВЬ - Мир Светлых Богов наших;
Мы - Славяне, ибо славим Богов и Святомудрых Предков наших" [5].
Впрочем, довольно часто А.Хиневич повторяет загадочную фразу: "Для православных мы - язычники, для язычников - православные".
Инглиистическую
мудрость принесли первые люди Белой Расы, переселившиеся на Землю
(Мидгард) из созвездия Большой Медведицы во время Третьей Космической
войны, когда в Солнечной системе насчитывалось 27 планет. Первоначально
они жили в стране Даарии, расположенной на приполярном материке
Арктиде. Именно эти пришельцы, обладавшие высшими знаниями и
божественным происхождением, обучили всем основам цивилизации остальное
человечество. Между прочим, согласно отцу Александру, раса на земле
только одна - белая, поскольку само слово “раса” “переводится” им с
даарского языка как “Белый Леопард”. Соматические особенности и
различие цвета кожи (белая, красная, желтая, зеленая, черная) у
нынешних и вымерших рас объясняется А.Хиневичем тем, что предки разных
рас прибыли на Землю с разных созвездий. Потому-то инглиизм запрещает
межрасовые браки: смешанное потомство нежизнеспособно.
После
галактической войны и серии космических катастроф жители Арктиды
мигрировали в Атлантиду, по пути смешавшись с гиперборейцами и
доаадамитами. В результате изначальная доктрина раздробилась,
замутилась чужеродными суевериями, но именно она стала основой всех
остальных учений. Поэтому одной из задач Инглиистической Церкви
считается консолидация всех современных язычников, в связи с чем
А.Хиневич много разъезжает по стране, налаживает и поддерживает
контакты с различными неоязыческими общинами России, Европы и Америки.
Причем не только русскими: неплохие отношения сложились, например, с
Марийским языческим религиозным центром “Ошмарий-Чинмарий” (г.
Йошкар-Ола) [6]. И все же полнее и чище всего мудрость инглингов
сохранилась в славянском язычестве, и потому русские - самый древний на
Земле народ, носитель высшей святости и духовных знаний, оплот великой
Белой Расы. Несмотря на все гонения, волхвы и ведуны передавали свои
тайные знания из поколения в поколение, и “катакомбная” Инглиистическая
Церковь сохранилась с незапамятных времен. А.Хиневич рассказывает, что
его с детства избрали к будущему служению некие “мудрые старцы”, затем,
в 1982 г., он был назначен правопреемником Первосвященника Святослава,
а в 1985 г. стал Первосвященником Инглиистической Церкви, получив при
этом задание: открыть веками оберегаемую в тайне мудрость предков.
Разумеется, проверить эти рассказы нет никакой возможности.
Инглинги,
учит А.Хиневич, признают священные книги всех религий, но особенно
важными читают так называемые древнерусские ведические писания. К числу
последних относятся не только имеющие широкое хождение среди русских
неоязычников тексты типа "Велесовой книги" или “Русских Вед”, но и
специфические трактаты "Ра-М-Ха ИНТА", "Книга Перуна", "Книга Света
(Древняя Мудрость Храма Инглии)" и др., написанные на некоем сакральном
даарском языке, которым сейчас владеет единственный человек на планете
- сам отец Александр.
Признавая братство всех религий, инглинги
(кстати, это слово А.Хиневич "выводит" из даарского Инглия -
"Бесконечность Бесконечностей") почитают богов и пророков всех
известных учений: Христа, Кришны, Моисея, Будды, Осириса и т.п. Однако
основными объектами культа являются древнеславянские божества - Триглав
Сварог-Перун-Свентовит, Богородица - Лада-матушка, Род Небесный,
"святомудрые предки" и т.д., причем все эти персонажи объявляются
ипостасями Единого Бога.
Доктрина Инглиистической Церкви
включает в себя положение о множественности обитаемых материальных и
духовных миров, об их иерархии. Миры духов подразделяется на Светлые
(они населены Легами - ангелами, Арлегами - архангелами, Ассами -
Богами Миров и др.) и Темные (в нем обитают падшие ангелы и демоны).
Чем выше какой-либо мир из числа духовных, тем больше в нем измерений -
например, мир Легов имеет 16 измерений, мир Арлегов 256 и т.д. Души
людей, согласно инглиизму, проходят эволюцию и перевоплощаются как на
Земле, так и в других мирах. При этом утверждается, что человек
вовлечен в космическую борьбу сил Света и Тьмы, хотя дуализм Добра и
Зла инглинги, скорее склонны отрицать. Как бы то ни было, в доктрине
инглингов подробно разработаны этические принципы, сформулированные в
виде 99 заповедей, данных богами Рамхатом, Сварогом и Перуном. В
частности, богоданными добродетелями считаются русский патриотизм,
приверженность родовым идеалам, уважение ко всему живому как на Земле,
так и в других мирах:
“Идите через Миры многие, познавая их и совершенствуя дух свой” (8-я заповедь Рамхата);
“Не стремитесь к другим Мирам, чтобы захватить их, ибо кто сие в мыслях имеет, свой Мир потерять может” (12-я заповедь Рамхата);
“Не
используйте вайтманы и вайтмары во зло, дабы захватывать другие Миры, а
используйте их для добра и познания Миров, и тогда дружбу жителей тех
Миров обрящете” (13-я заповедь Рамхаты);
“Убегайте от Кривды и следуйте Правде, чтите род свой и Рода Небесного” (3-я заповедь Сварога);
“Не
навязывайте Светлую веру насильно людям, и помните, что выбор веры
личное дело каждого свободного человека” (18-я заповедь Сварога);
“Дарите дела добрые, да во славу Рода небесного, и великих предков ваших и святой земли вашей” (28-я заповедь Сварога);
“Не
берите жен с черной кожею, ибо оскверните дом и свой род загубите, а
берите жен с кожей белою, вы свой дом прославите и свой род продолжите”
(8-я заповедь Перуна) [7]
Нравственно-патриотическую тему ярко
продолжает одна из листовок "Древнерусской Инглиистической Церкви": "В
Х веке до н.э. нам старались навязать Иранскую культуру, в VI и VII
веках н.э. - греческую культуру, с Х века н. э. - византийско-еврейскую
культуру, с XVIII века царь Петр I и последующие правители навязывали
немецкую культуру, в XIX веке вошла в моду французская культура, в ХХ
веке появилась ни на что непохожая советская культура, а теперь в конце
ХХ века нам предлагают новую культуру, этакий синтез американской,
советской и европейской культур. Новый путь развития, ведущий в никуда
русский народ. Необходимо возродить Русскую Духовную Культуру,
Древнерусскую веру наших предков - Инглиизм, спасти народ от унижения и
растления, открыть ему путь духовного развития, путь созидания, а не
разрушения. Может хватит разрушать? Пришло время строить! Русские
никогда е были против культур других народов, но они создавали свою
культуру, которая имела очень глубокие древние корни. Настало время
вернуться к своим корням, иначе будущего не будет. Погибнет не только
тело, но и душа. И никакие чужие люди и Боги не спасут Вашу душу!
Русскую душу может спасти только Русская Вера" [8].
Основу
культа у инглингов составляет крещение водой, огнем и Святым Духом,
повседневные и праздничные богослужения, обряды причастия, очищения,
покаяния и т.п. Инглиистический календарь включает в себя следующие
праздники: Новый Год (1 января), День Прибытия (9 января), День Храма
(26 февраля), День Весны (21 марта), День Памяти (3 апреля), Пасха (4
апреля), День Воскресения Мессии (5 апреля), День Кришны (7 мая), День
Будды (5 июня), День Озириза (22 июня), День Инглии (9 июля), День
Дживы (первое воскресенье сентября), Праздник Урожая (24 сентября),
День Великого Знания (второе воскресенье ноября), День памяти Моисея
(третье воскресенье октября), День Пророков (первое воскресенье
ноября), День Апостолов (второе воскресенье ноября), День Откровения
(третье воскресенье ноября), День Девы Марии (12 декабря), День
Утешителя (15 декабря), День Перемен (22 декабря), Рождество Иисуса (25
декабря), День Великого Покоя (31 декабря). Кстати, инглинги пользуются
собственным календарем, унаследованным, как они считают, от
древнерусской культуры: год начинается в день осеннего равноденствия 20
сентября и состоит из 9 месяцев, в которых чередуются 40 и 41 день.
Неделя у инглиингов состоит из 9 дней, причем 7 и 9 считаются выходными.
Община
отца Александра строится как эзотерический орден посвященных,
информация о внутренней жизни которого закрыта для профанов. Вступая в
него, адепты дают обет не разглашать полученные знания. Инглинги
подразделяются на мирян и священство, образующее многоступенчатую
иерархию. Возглавляет ее Духовная Миссионерия или Орден-Миссия "Джива -
Храм Инглии", разместившийся в Омске.
Вообще, Омск
провозглашается А.Хиневичем едва ли не наиболее сакральным местом на
планете и отождествляется с Асгардом, священным городом богов в
скандинавской мифологии, а также с чудесным островом Буяном и
Беловодьем русского фольклора. Отец Александр уверяет, что именно в
районе рек Иртыша и Оми в глубочайшей древности располагалось главное
святилище Белой Расы. "Доказательством" этому служит "Книга Мудрости
Перуна", которая начинается так: "Как во граде Богов, в Асгарде
Ирийском, на слиянии священных рек Ирия и Оми, возле Великого Храма
Инглии, у священного камня Алатырь, спустилась с неба вайтмана,
божественная колесница. Великое сияние и пламя окружали ее, когда она
опускалась на землю. Собиралися-соезжалися к вайтмане небесной той -
Роды Харийские и Даарийские, роды Рассенов и Святорусов, вожди и воины
всех Родов Расы Великой, собирались ведуны сребровласые и волхвы
многомудрые, и служители Бога Единого. Собиралися-соезжалися, вкруг
вайтманы рядами рассаживались, много дней Богов прославляли. И
отворилася вайтмана, выходил из нее во плоти светлый Бог небесный"[9].
В 1530 г., уверяют инглинги, священный город Асгард, просуществовав
более 100 тысяч лет, был разрушен кочевниками, но и позднее в Омской
области, в Димитровском скиту под городом Тарой высшие иерархи
инглингов скрывались от преследований со стороны властей и в условиях
глубочайшей конспирации воспитывали себе смену - в том числе и самого
А.Хиневича. Весьма подробно отец Александр описывает многочисленные
храмы, святилища и общины инглингов, еще в начале ХХ века открыто
действовавшие в Омске, а тот факт, что ни в архивных документах, ни в
разысканиях самых дотошных краеведов никаких сведений об этом не
обнаруживается, объясняет происками антирусских темных сил, сознательно
и целенаправленно уничтожавших все свидетельства об Инглиистической
Церкви.
Весьма показательно для неоязычества в целом
противоречивое отношение Инглиистической церкви к христианству. С одной
стороны, утверждая единство всех религий и предельную веротерпимость,
инглиизм признает авторитет и Веры Христовой, почитает Христа наряду с
другими богами. Постоянно подчеркивается, что древнеславянские
верования уже содержали многие положения, обычно связываемые с
христианством - представления о Едином Боге, Троице, высокую этику и
др. В то же время острой критике подвергается Церковь, которая якобы
исказила в своих корыстных интересах исказила истинное Слово Божие, а
оно, как считают инглинги, содержится прежде всего в апокрифах. В этой
связи стоит отметить факт публикации в инглиистическом бюллетене
"Джива-Астра" альбигойского текста "Тайная книга Иоанна" и "Евангелия
от святого апостола Фомы" [10]. Кроме того, в интерпретации
неоязычников христианство предстает как антинациональная сила,
враждебная духу русского народа и утвердившаяся на Руси путем насилия.
Вот что писал по этому поводу один из высокопоставленных инглингов отец
Владимир: "Цель … проповедников, особенно после объявления Христианства
государственной религией в Восточной Римской (Византийской) Империи,
была совсем другая. Учение Христианство (создано иудеем Савлом, позже
объявившим себя апостолом Павлом) для расшатываний древних устоев и
отречения от Веры Предков. Расширение влияния на умы людей, порабощение
народов и собственное обогащение за чужой счет, хотя при этом они
говорили, что все богатства идут на строительство Церкви Христовой".
При этом "уничтожались не только русские люди, исповедывающие
Ведическую веру или доведический Инглиизм, но и по-своему толковавшие
христианское учение … Совершенно не хочется обвинять в злодеяниях
простых прихожан РПЦ, искренне верующих в Иисуса Христа. Но иерархи РПЦ
стараются воспитать в своих прихожанах нетерпимость к иноверцам и
язычникам" [11]. В листовках инглингов встречаются и более радикальные
формулировки: "Крещение народа в христианскую веру проводилось
насильственно, огнем и мечем. Ибо русским людям было непонятно, почему
они должны изучать историю еврейского народа, верить еврейским
пророкам, Богу Израиля и его посланнику Иисусу Христу, и в то же время
должны были забыть Своего Бога, Свет Мудрости своих предков, сменить
Свободу на рабское поклонение. Почему Своя Славянская Духовная культура
неверная, дьявольская, а Чужеродная еврейская духовная культура -
истинно верная, божественная. К кому обращались Иоанн Креститель, Иисус
Христос со словами: "покайтесь, грешники, ибо приблизилось Царствие
Небесное"? Они обращались к евреям, погрязшим в грехах. Но никто из них
не пришел и не сказал: славяне, покайтесь, росичи, покайтесь, руссичи,
покайтесь, рассены, покайтесь. Ибо не было греха на народе славянском,
и не в чем было им каяться" [12].
Открыто политические мотивы в
инглиизме (во всяком, случае в публичных выступлениях его адептов) если
не вовсе отсутствуют, то во всяком случае особо не акцентируются и
теряются за общими фразами о величии Расы и Рода. С другой стороны,
стоит отметить, что в 1994 г. А.Хиневич баллотировался в Думу г. Омска
(правда, неудачно) [13]. Довольно тесные контакты Инглиистическая
Церковь поддерживает с региональным отделением РНЕ, баркашовцы, в
частности, обеспечивают безопасность и поддерживают порядок во время
массовых мероприятий инглингов. Неоднократно адепты отца Александра
выражали благодарность в адрес бабуринского РОСа. Между тем с местными
властями взаимоотношения инглингов складываются не лучшим образом. С
1997 г. тянется конфликт общины с мэрией г. Омска, которая, обвинив
инглингов в использовании свастики и национализме, попыталась
аннулировать договор аренды здания, где разместился Храм Мудрости
Перуна [14]. Инглиистическая Церковь, в свою очередь, обратилась со
встречными исками, усмотрев в действиях городского самоуправления
признаки нарушения законодательства о свободе совести. Осложняет жизнь
инглиистической общине и близкая к областной администрации региональная
организация Российского общенародного движение, которая вообще одним из
приоритетов своей политики избрала противодействие "тоталитарным
сектам" и "деструктивным культам".
При всей специфике деталей
вероучения и социальной практики Древнерусской Инглиистической Церкви,
в целом, как уже отмечалось, она может рассматриваться как типичный
пример неоязычества, а последнему присущи следующие основные черты.
-
Древние представления о мире, хранителями которых провозглашают себя
адепты неоязычества, трактуются ими как строго структурированная
система высших знаний, превосходящая и религиозный догматизм, и
материалистическую ограниченность современной науки, но в то же время
гармонично синтезирующая элементы веры и научного мышления (что в
реальности обычно оборачивается откровенным иррационализмом и
эклектикой).
- Неоязыческие тексты и доктрины отличаются, с
одной стороны, наукообразием, широким привлечением понятий, идей и
достижений современной науки и техники, псевдорациональной трактовкой
фольклорных сюжетов и мифологем. С другой стороны, утверждается, что
овладение мудростью предков открывает перед адептом сверхчеловеческую
перспективу, преобразует его природу и трансформирует в человекобога, а
потому неоязычество проникнуто духом мистицизма и магии.
-
Соответственно языческое знание преподносится неоязычниками как тайное,
ориентирующееся на избранных, посвященных. Подчеркивается прямая
преемственность неоязыческих общин (даже явно возникающих на наших
глазах) с некими глубоко законспирированными, строго организованными
союзами древних волхвов, не исчезнувших с христианизацией
- В
построениях неоязычников, помимо символики и образов национальной
традиции, активно используются фрагменты классических
оккультно-эзотерических систем типа гностицизма, Кабалы, теософии и т.п.
-
Не менее активно в неоязыческие откровения включаются образы и мотивы
жанра фэнтези и весь джентльменский набор современного
технократического мифотворчества (палеоконтакт, космические пришельцы,
летающие тарелки и пр.)
- Неоязыческая идеология отличается
внутренней антиномичностью: с одной стороны, неоязычество склоняется к
национализму, к культу исключительного величия своего народа - и в то
же время оно утверждает универсальность древнего суперзнания,
постулирует существование некой исходной “тайной доктрины”, легшей в
основу всех известных духовных учений. В связи с этим неоязычество с
легкостью вводит в свои построения фрагменты самых разных “чужеродных”
традиций.
- В то же время неоязычество открыто противостоит
историческим мировым религиям, хотя одновременно берет на вооружение
многое из их догматики, культовой практики и т.д.
- Неоязычество
представляет собой наиболее политизированное крыло “новых религиозных
движений”, и даже поначалу принципиально аполитичные объединения
сторонников возрождения “славного прошлого” со временем начинают
использоваться определенными политическими силами.
Можно
выделить по крайней мере две основные разновидности неоязычества.
Во-первых, неоязычество существует как форма пробуждения этнического
самосознания и национально-освободительного движения в период
становления национальной государственности. Правда, в этом случает
приставка “нео” выглядит не вполне корректно, так как, как правило,
подобные народы были достаточно поверхностно затронуты влиянием мировых
религий и в значительной степени сохранили свои традиционные верования
и культы. Во-вторых, неоязычество может являться своеобразным способом
реализации эскапистско-утопических настроений, связанных как с
архетипичным мотивом “мифологического прошлого”, так и с известным с
античных времен синдромом пресыщенности цивилизацией, порождающей образ
“благородного дикаря-язычника” и “святомудрого предка”. Второй вариант
свойственен, скорее, обществу, где собственная “языческая” традиция уже
подверглась основательной коррозии, а потому ее “возрождение” оставляет
значительно более широкий простор для сугубо личного творчества всякого
рода харизматиков и направлено преимущественно на сугубо личное
“духовное совершенствование” адепта.
В любом случае, однако,
неоязычество представляет собой не столько попытку восстановления
реально существовавших мифо-ритуальных традиций архаических обществ и
даже не возрождение в специфической форме религиозного чувства, сколько
утверждение вполне обычного оккультно-эзотерического мировоззрения.
|