Свадьба
В древности каждый
человек осознавал себя в первую очередь членом определенного рода. Дети
принадлежали к роду родителей, а вот дочь-девушка, выходя замуж,
переходила в род мужа. (Именно поэтому замуж «выходят» — в смысле,
выходят из своего рода, покидают его.) Девушка должна была «умереть» в
прежнем роду и «снова родиться» в другом, уже замужней, «мужатой»
женщиной. Вот какие сложные превращения происходили с невестой. Отсюда
и повышенное внимание к ней, которое мы посейчас видим на свадьбах, и
обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия—это знак рода. Отсюда и
сохранившееся кое-где обыкновение звать родителей мужа «мамой» и
«папой», чем, кстати, пожилые люди нередко весьма дорожат, хотя, откуда
взялся такой
обычай, объяснить толком не могут. «Вошла в семью» — и всё тут!
Теперь нам ясно, почему жених старается внести невесту через порог
своего дома обязательно на руках: ведь порог — это граница миров, и
невесте, прежде «чужой» в этом мире, надлежит превратиться в «свою»...
А что белое платье? Иногда приходится слышать, будто оно, дескать,
символизирует чистоту и скромность невесты, но это неправильно. На
самом деле белый—цвет траура. Да, именно так. Чёрный в этом качестве
появился сравнительно недавно. Белый же, как утверждают историки и
психологи, с древнейших времён был для человечества цветом Прошлого,
цветом Памяти и Забвения. Испокон веку такое значение придавали ему на
Руси. А другим - траурно свадебным цветом был красный, чермный, как он
еще назывался. Его издавна включали в одеяние невест. Есть лаже
народная песня: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» — песня
дочери, которая не хочет уходить из родного дома к чужим людям - замуж.
Итак, белое (или красно-белое) платье — это «скорбное» платье девушки,
«умершей» для своего прежнего рода.
Теперь про фату. Ещё совсем
недавно это слово означало просто «платок». Не теперешнюю прозрачную
кисею, а настоящий плотный платок, которым наглухо закрывали невесте
лицо. Ведь с момента согласия на брак её считали «умершей», а жители
Мира Мёртвых, как правило, невидимы для живых. И наоборот. Не случайна
знаменитая фраза из «Вия» Н. В. Гоголя:
«Подымите мне веки: не
вижу!» Вот и невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета
вело ко всевозможным несчастьям и даже к безвременной смерти, ибо в
этом случае нарушалась граница и Мёртвый Мир «прорывался» в наш, грозя
непредсказуемыми последствиями... По той же причине молодые брали друг
друга за руку исключительно через платок, а также не ели и не пили (по
крайней мере невеста) на всём протяжении свадьбы: ведь они в этот
момент «находились в разных мирах», а касаться друг друга и тем более
вместе есть могут только люди, принадлежащие к одному миру, более того
— к одной группе, только «свои».
В наши дни молодым тоже не
рекомендуют усердно угощаться на собственной свадьбе и тем более пить
хмельные напитки, но уже совсем по другой причине. Им надлежит в скором
времени стать Матерью и .Отцом, а могут ли у пьяных супругов родиться
полноценные дети?
Надо упомянуть и ещё об одном интересном
обычае, связанном с совместной едой жениха и невесты. В старину на Руси
говорили: «Не женятся на тех, с кем вместе едят». Казалось бы, что в
том плохого, если парень и девушка дружно работают или охотятся и едят
из одной миски, как брат и сестра? Вот именно — как брат и сестра.
(совместная трапеза делала людей «родственниками». А браки между
родственниками не поощрялись — опять таки в интересах потомства...
На русской свадьбе звучало множество песен, притом большей частью
печальных. Тяжелая фата невесты понемногу набухала от искренних слёз,
даже если девушка шла за любимого. И дело здесь не в трудностях жизни
замужем в прежние времена, вернее, не только в них. Невеста покидала
свой род и переходила в другой. Стало быть, она покидала
духов-покровителей прежнего рода и вручала себя новым. Но и былых
незачем обижать и сердить, выглядеть неблагодарной. Вот и плакала
девушка, слушая жалобные песни и изо всех сил стараясь показать свою
преданность родительскому дому, прежней родне и её сверхъестественным
покровителям — умершим предкам, а в ещё более отдалённые времена —
тотему, мифическому животному-прародителю...
Вот какую глубину исторической памяти открывает нам лишь один обычай, истоки которого к тому же мало кто знает.
А теперь вспомним русские (и не только русские) сказки, в которых
сочувствие рассказчика, да и всех добрых людей, всегда на стороне
младшей сестры. Уж она-то и умница, и красавица, и рукодельница, в то
время как старшие (обычно две) —глупы, сварливы и безобразны...
Это связано со старинным обычаем: пока не выданы замуж старшие сестры,
младшим нельзя было не то что принимать сватов, -но даже красиво
одеться и пойти в хоровод или на посиделки — тоже своего рода выставки
невест. А если старшие сестры, как в «Золушке» или «Аленьком цветочке»,
злые да ленивые, которых никто замуж за себя не возьмёт? Вот вам сразу
источник семейных ссор и конфликтов. И младшей сестре вовсе не
обязательно быть «падчерицей», этот мотив появился позже, когда
истинная причина начала забываться. Младшая сестра и так оказывалась на
побегушках у старших и ходила в обносках—особенно если была вправду
красивее: страшно подумать, вдруг кто-нибудь обратит на неё внимание и
посватается, минуя старших! Случись такое — и старшие сестры окажутся
навек опозоренными, замужем им почти наверняка уже не бывать. Так что
Золушка не просто торжествует в конце. Она во-истину совершает
«страшную месть»!..
Следует ещё раз вспомнить и про «косу —
девичью красу». С языческих пор сохранился обычай прощаться с нею
навеки и заплетать молодой жене две косы вместо одной, притом укладывая
пряди одну под другую, а не поверх . Если же девушка убегала с любимым
против воли родителей (именно такой брак назывался "браком против
воли", воля имелась в виду исключительно родительская, а не самой
невесты, (как думают иногда), молодой муж обрезал драгоценную девичью
косу и предъявлял ее новоиспеченным тестю и теще вместе с выкупом за к
умыкание девушки. И в любом случае замужняя женщина должна была
прикрывать свои волосы головным убором или платком (чтобы «сила»,
заключённая в них, не повредила новому роду). «Опростоволосить»
женщину, то есть сорвать с неё головной убор, значило нанести
колдовской ущерб её семье, оскорбить её саму и нажить серьёзные
неприятности—штраф, если не кровную месть. А свадебный выкуп назывался
в Древней Руси «вено», и это слово родственно словам «венок» и «венец»
—- девичий головной убор...
Еще надо сказать несколько слов на
одну деликатную тему. Почему-то полагают, будто в старой России и «тем
более» в Древней Руси девушка, родившая ребёнка до брака, считалась
непоправимо опозоренной. Не перечесть «исторических» фильмов и книг,
где несчастных юных матерей преследуют ужасные несчастья: они топятся,
вешаются, сходят с ума, женихи отказываются от них, родители
проклинают, гонят из дому...
Что ж, в некоторых областях России
за девичьим целомудрием действительно очень строго следили. Но столь же
часто всё выглядело решительно наоборот. Добрачные дети ни в коем
случае не оказывались помехой для свадеб — отнюдь! Их-то матери как раз
и считались «первыми невестами на деревне». Ведь ка-ким было со времён
глубокой древности главное требование к женщине? Чтобы могла выносить и
родить здоровых, крепких детей. Вот и сватались парни наперебой к
молодым матерям, уже доказавшим свою женскую полноценность. Когда же
замуж шла девушка — как знать, не «пустоцвет» ли попался?..
Так
быпо, и частности, на Русском Севере, у старообрядцев. Порою добрачных
детей заводили даже нарочно, с тем чтобы вернее засватали, чтобы не
остаться безмужней.
А если отцом добрачного ребенка был знатный
воин, боярин, сам князь (именно над такими ситуациями ми мы всего чаще
и рыдаем в кино) юную мать не только не проклинали, её на руках
носили и в своём роду, и в роду жениха: счастье в дом приманила! Все
знали, что воинов, особенно знатных вождей, осеняла милость Богов. В
Древней Руси рабыня, родившая дитя от хозяина, освобождалась из
рабства...
А вот так справляют стараются справить свадьбу до сих пор в действующих языческих общинах:
По Славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах, предварительно
договорившись с нею о похищении: «Схожахуся на игрища...и ту умыкаху
жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены.»
Затем отцу невесты жених давал вено.
Венчание происходило после
полудня, ближе к вечеру. Мать жениха готовила брачное ложе: сперва
настилала снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросала
кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставились кадки с
мёдом, ячменём, пшеницей, рожью. Всё подготовив, будущая свекровь
обходила ложе с рябиновой веткой в руке.
Перед венчанием место
жениха занимал младший брат или подросток, у которого жениху необходимо
было выкупить место рядом с невестой. После выкупа жених и невеста,
держа в руках по зажжённой свече, шли к капищу. Впереди них шли
плясуньи, за ними несли коровай, на кото-ром лежали сребреники. Позади
молодых осыпало нёс чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала
невесту и же-ниха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько
шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха мило-стиво осыпала ещё
и гостей.
Венчал жрец, брал невесту за руку, поручал жениху и
приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или
плаща, в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с
мёдом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочерёдно пили из
чаши. Остатки мёда жених плескал на жертвенник и бросал чашу под ноги,
приговаривая:
«Пусть так под ногами будут потоптаны те,
Кто будет сеять меж нами раздоры.»
Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье.
По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости
непременно дёргали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого
нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать. Все,
кроме молодых, перед которыми хотя и стояла жареная курица, но съедали
они её лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время
свадебного застолья не разрешалось. В разгар веселья молодые уходили в
сени, где заранее было подготовлено брачное ложе.
Гой, гой, Сварог
Проведи через порог.
Гой, гой, Сварог
Ладе, Ладе есть пирог.
Под такое напутствие молодые, захватив закутанный в рушник обрядовый
коровай и курицу, закрывались в сенях. У дверей, с обнажённым мечом,
ходил дружка жениха, охраняя покой молодых.
Кунью шубу топтать!
Друг дружку толкать!
Здоровенько спать!
Весёленько встать!
После таких пожеланий, гости удалялись в дом, но че-рез некоторое время
посылали узнать о «здоровье». Если жених отвечал, что он в «добром
здоровье», значит «доброе» свершилось. «Весёленько встав», молодые
при-ступали к еде. Взявши курицу, новобрачный должен был отломить ножку
и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и
коровая, молодые присоединялись к гостям и веселье продолжалось.
Дружка жениха читал благословения:
К гостям: Еста, добрые люди!
Гости полюбовные
Званые и не званые,
Усатые и бородатые,
Холостые и не женатые.
У ворот приворотнички,
У дверей притворнички.
По полу ходючи,
По середе стоючи.
Из кута по лавке
По кривой, по скамейке!
Благословляйте!
К молодцам: Молодые, молодки!
Хорошие походки,
Куньи шубы,
Соболиные пухи,
С поволоками глаза,
С помали голова,
Золотые кокотки,
Серебрены серёжки,
Дочери отецки,
Жёны молодецки!
Благо словляйте!
К девицам: Красные девицы
Пирожные мастерицы,
Чёсаные головы,
Обутые голени,
Криночные блудницы
Сметанку снимали,
Кокурки месили
Под застрег хоронили
Пастушков дарили.
Благословляйте!
К ребятам: Еста! Малые ребята
Свиные херята!
Кривые желудки,
Жимолостные ноги,
Брюховичные рожи,
На жопу похожи.
Благословляйте!
После подобных благословений пир разгорался с новой силой. Застолье
заканчивалось игрищами, после которых те, кто ещё мог ходить,
расходились по домам.
Необходимо сделать некоторые замечания по обряду:
Жених на свадьбе в белом, невеста в красном одеянии. Почти всю свадьбу
жених держит за руку невесту у под-чёркивая свою к ней привязанность.
Перед тем, как разделить брачное ложе с молодым мужем, жена разувала
супруга. В одном сапоге лежала монета и, если она попадалась в первом
сапоге, то жизнь ожидалась счастливая.
|