Лавка Велеслава

Девичий праздник, завершающий Русалью (Русальскую) седмицу, или Первые Русалии, отмечаемый 22 цветеня/апреля — накануне Ярилы Вешнего (см. далее). О сию пору расцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад птица Сирин — птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы птицы Сирин — Мёртвая вода, роса с крыльев птицы Алконост — вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой водой, он непременно исцелится. В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу.  Подробнее...
Группа Славянская Традиция
 



Видео
Фото
Аудио
Обои

 

Статья "Родная вера" Владимира Ващенко
( Московская правда, 30 мая 2008г., Приложение "7 пятниц на 7 холмах")

с комментариями (курсивом) Любомира

Не так часто встречается в прессе попытка объективно взглянуть на феномен современного язычества, понять его в общении с людьми, которые выбрали этот путь.  Статья Владимира Ващенко - один из примеров тому. Я пишу комментарии к статье понимая, что нередко журналисту приходится выбирать между требованиями к точности изложения, желанием раскрыть тему как можно полнее и ограниченным объемом, отводимым под статью в газете.

Так что прошу воспринимать мой комментарий не как упрек автору статьи, а как попытку уточнить, полнее раскрыть содержание, характер и разнообразие языческого мировосприятия, и как уточнение тех ошибочных данных об истории современного языческого движения, которые с легкой руки некоторых исследователей неоязычества, не проверяющих используемую информацию, кочуют уже много лет из одного издания в другое. Я могу судить об этом, как непосредственный свидетель становления языческого движения с начала 90-х годов  и активный участник этого движения с 1995г., учредитель двух религиозных языческих групп Коляда Вятичей и "Славия", один из основателей Круга Языческой Традиции и его сопредседатель в течение 2005-2006г.

Владимир Ващенко для понимания отношения РПЦ к современному язычеству привлек настоятеля московской церкви Святого Николая отца Димитрия, выразившего традиционные со стороны РПЦ стереотипы "языка вражды" в отношении язычества, а именно: "в язычестве был развит культ разврата и человеческих жертвоприношений"; "сегодня они не приносят в жертву людей, а завтра?"; "сегодня язычество опасно прежде всего тем, что у его последователей нет каких-то единых традиций, концепций, целей". Поэтому я счел необходимым ответить на это лжесвидетельствование отца Димитрия и более подробно осветить вопросы взаимоотношения с церковью, сопоставить характер жервоприношений и веры в христианстве и язычестве, показать, что сделано для осознания общих мировоззренческих оснований в языческом движении.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Любомир  

"Родная вера"

В XXI векев России существуют настоящие язычники, которые верят в исправление души после смерти и разжигают жертвенные костры.

Язычников на белом свете по разным оценкам от 1 до 2,3 млрд человек, это огромное разнообразие народных культур, верований, мировоззрений. Не все язычники верят в существование богов и души, да и не все разжигают жертвенные костры. Есть язычники-атеисты, для которых язычество - это природное мировоззрение, ориентированное на продолжение народных и родовых традциий. В России разнообразие язычников соответствует разнообразию народов. Есть язычники Сибири и Севера, для которых душа - многокомпонентное явление, разделяемое после смерти по разным мирам.

Неоязычество, или родноверие, появилось у нас относительно недавно. Родноверы считают себя  последователями исконно русской "религии", которая исповедовалась на Руси до принятия христианства.

Неоязычество существует столь же давно, сколько давно существует неоправославие, т.е. с момента крещения Руси князем Владимиром. И православие и язычество за прошедшее время весьма трансформировались, когда нам говорят, что православие осталось неизменным - это мифология. Достаточно вспомнить, сколько древних православных книг по литургии сжег патриарх Никон, обнаружив, что их перевод весьма далек от подлинников на греческом языке. Вопрос об изменении православия на Руси в течение прошедшего тысячелетия еще ждет своих исследователей.

Все началось с появления в середине 1990-х нескольких языческих общин. А в 1997 году в Костроме было создано первое крупное объединение - Союз славянских общин. Впрочем, активисты этой организации стали заниматься политикой, их идеи были близки к националистическим.

В России у ряда народов, несмотря на преследования и дискриминацию язычества в годы царской и советской власти, сохранялись до начала 90-х и до нашего времени отдельные деревни и группы деревень в отдельных районах, где язычество оставалось доминирующей традицией. Русские, украинцы, белорусы во удаленных от центра глухих местах нередко сохраняли двоеверие и некоторые языческие традиции, они зафиксированы этнографами в наших сказках, песнях, былинах, календарно-обрядовых и бытовых традициях, об этом же языческом состоянии сознания наших народов вcтречаются записи священников.

Первые языческие объединения, открыто и осознанно следующие исконной вере предков, стали появляться, как только государство в годы перестройки предоставило гражданам возможность добровольно создавать объединения по интересам,в том чсиле по религиозно-мировоззренческим. В нижегородской области уже в 1989г. действовала нижегородская языческая община, на средства которой была издана книга А.Асова (Буса Кресеня) "Песни птицы гамаюн" с одним из первых переводов Велесовой книги. В конце 80-х в Москве и других городах действовала сеть клубов славянских единоборств, придерживающихся языческого мировоззрения, несколько языческих объединений (например, питерские ("Венеды") входили в то время в общество "Память", в начале 90-х появилась Московская славянская языческая община (МСЯО), у которой появились филиалы в других городах, в том числе в Калуге (Вадим Казаков). Калужцы затем вышли из МСЯО, провели съезд в Калуге (не в Костроме!) и создали ССО. Если ССО сохраняет приверженность националистическим взглядам.

Вскоре произошел раскол: рядом общин был выдвинут тезис о едином индоевропейском язычестве. Так образовался Круг Языческой традиции.

Никакого раскола внутри ССО не было. Просто помимо ССО существовало достаточное число отдельных язычников и их объединений, которых возмущал факт широкой эксплуатации народной веры и традиций политически ориентированными группами, следующими крайним формам национализма, нацизма, расизма, фашизма, антисемитизма. Осознание необходимости организованной защиты движения за возрождение исконной народной традиции и веры от фальши, клеветы, вражды, распространяемых РПЦ, отдельными СМИ и исследователями-русофобами неолиберального толка, а также защиты движения от пронацистских спекуляций на тематике древней веры привело ряд языческих объединений и людей, к выработке Битцевского обращения и Битцевского договора, в соответствие с которым в марте 2002 г., на Масленице, был образован Круг Языческой Традиции.

Что важно для понимания истории язычества, в Битцевском обращении впервые дано самоопределение язычества, как мы сами понимаем существо своей веры и мировоззрения, а не как нас определяют иные религиозные течения или религиоведы. Идея единого индоевропейского язычества, стремление к реконструкции обрядовой им ировоззренческой такового, характерно лишь для некоторых объединений Круга Языческой Традиции. Хотя все признают, что у наших различных верований и мифологий есть общеиндоевропейский корень, но обрядовая жизни организуется в большиснтве общин сообразно выбору конкретного этнического язычества, а вовсе не искусственно реконструированного индоевропейского.

На этом фоне в 1999-м в Москве было основано еще одно объединение общин - ВЕЛЕСОВ КРУГ. Его лидеры принципиально заявляют о том, что их организация не имеет никакого отношения к политике, а просто следует религиозным традициям древних славян.

Русская православная церковь (РПЦ) отнеслась отрицательно к появлению нового религиозного течения. Не принимают язычников и многие обычные люди.

РПЦ всегда враждебно относилась к язычеству, фальсифицировала во многих случаях историю, распространяла клевету, враждебно настраивала к язычникам и сейчас настраивает многих обычных людей. Тем не менее, обычные люди (в том числе и простые батюшки) нередко вполне разумно и терпимо принимают язычников, немало обычных православных сограждан подписало наше обращение к Правительству Москвы в поддержку выделения язычникам в Царицынском парке места под капище на курганах вятичей. Приведу еще яркий пример объективного, ломающего стереотипы традиционной вражды к язычеству, заявления Ивану Грозному одного из митрополитов Московских (1596) , святителя Филиппа:
"Святитель Филипп обратился к царю с обличительной речью. "Сколько страждут православные! У татар и язычников есть закон и правда, а у нас нет их; всюду находим милосердие, а в России и к невинным нет жалости."
"Иоанн шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста, и, грозя рукою, произнес: "Филипп, смеешь ты противиться нашей державе! Посмотрим, велика ли твоя крепость." (источник: Соловецкий патерик - http://www.solovki-monastyr.ru/pod-6.htm )

И сейчас, на мой взгляд, за язычниками нередко бывает больше правды, чем за государством российским и РПЦ.

Отношение РПЦ к язычеству в нашей стране согласился прокомментировать настоятель московской церкви Святого Николая отец Димитрий:

- Изначально в язычестве был развит культ разврата и человеческих жертвоприношений. Естественно, православная церковь принять этого не могла. Сегодня язычество опасно прежде всего тем, что у его последователей нет каких-то единых традиций, концепций, целей. Хорошо, если они просто собирают русский фольклор, но тогда при чем здесь религия? Сегодня они не приносят в жертву людей, а завтра?

Кому же опасно язычество тем, что у него нет единых традиций, концепций, целей? Неужели в этом состит опасность язычества для РПЦ? Отец Димитрий просто не знаком с реальным положением дел и результатами поиска язычниками общей мировоззренческой платформы. У церкви 300 лет ушло, чтобы принять один символ веры, а потом она безуспешно более чем полутора тысячелетий боролась с разными отклонениями от единой концепции, в том числе с использованием дискриминации и войн. Мы не хотим повторять ошибки церкви, однако мы достаточно хорошо осознаем, что нас объединяет как язычников без всяких письменных догматов и канонов (об этом см. ниже).

Полагаю, что отец Димитрий не уполномечен давать такие комментарии от имени РПЦ, а выражет всего лишь свое частное мнение, которое есть типичный пример разжигания вражды к язычеству со стороны множества прошлых и действующих деятелей церкви. Я понимаю, что их учили использованию этих стереотипных формул вражды в духовных семинариях и академиях, а теперь они хотели бы обучать этим же стереотипам наших детей в школах, на курсах ОПК. Одна из традиционных конструкций "языка вражды" к язычеству: "язычники всегда приносили в жертву людей из религиозных мотивов, теперь они не приносят людей в жертву - так что же у них осталось от традиционной религии, вот когда они начнут приносить такие жертвы мы их признаем традициоными язычниками".

Язычество разивалось вместе с развитием самого человека, культуры, гуманности, как и христианство. Христианство времен средневековья и колониализма потворствовало убийству и обращению в кабалу многих миллионов людей ради торжества истинной веры. Это не характеристика веры (хотя в ней заложена агрессия против язычества), это в большей степени характеристика времени и состояния людей того времени. Гуманизм и нравственные нормы возникли еще в языческие времена, так археологи докопались до реального периода языческого золотого века в Европе VIII-III тыс. до н.э., когда люди жили в мире и не было войн. А Египетская книга мертвых, появившаяся за много веков до христианства, уже содержит длинный перечень нравственных требований к человеку, желающего спасти свою душу. Нагорная проповедь Христа воспроизводит лишь некоторые из этих требований. Христос, в отличие от многих его последователей, не стеснялся учиться у язычников гуманности, справедливости, терпимости, способности жертвовать собой ради того, чтобы оставаться самим собой.

Наконец, язычество весьма разнообразно: в нем есть течения, которые издавно отрицали жертвоприношение или даже просто насилие над каким-либо живым существом (например, в джайнизме и ряде других языческих традиций). Просто в целях разжигания вражды к язычеству его противникам весьма удобно обобщать традиции отдельных народов на все язычество в целом и на современное язычество. Не будем забывать также, что в самом христианстве поощряется жертвоприношение себя Богу (христиане называют это посвящение своей жизни Богу), а возьмите культ жертвоприношения Христа во имя спасения человечества или культ поедания плоти и крови Христа. Я, к примеру, считаю общественно опасным и провоцирующим садомазохистский комплекс демонстрацию-ношение креста с распятым, мучающим человеком. Или возьмите длинный перечень христианских сект, практикующих психическое и физическое самоистязание или даже истязание или принуждение других людей. А если РПЦ придет к выводу, что завтра будет конец света и потому надо всем верующим немедленно залезть в пещеры и ждать второго пришествия Христа, или что пришло время новых крестовых походов против язычников и мусульман?

Православие толерантно относится к католической церкви, исламу, буддизму, другим религиям. Его представители даже периодически встречаются с их лидерами. А почему РПЦ не ведет подобного диалога с язычниками?

-Дело в том, что у них нет единого центра и ярко выраженного лидера. Ведь невозможно установить контакт с каждой общиной, да и неизвестно, сколько их сейчас. Пока нам неясно, с кем вести разговор, хотя не стоит полагать, что мы окончательно отказываемся от него.

Как будто у мусульман есть единый центр или у буддистов? Да, и где вы видели у христиан единый центр - есть множество христианских сект, одна из которых - РПЦ. Замечу, что с точки зрения многих православных деятелей католичество, ислам, буддизм - это язычество. :-) Так что диалог с язычниками и даже еретиками есть у РПЦ. Если же на международной дипломатической арене РПЦ ведет себя толерантно по отношению к этим религиям, - это только потому, чтобы не испортить репутацию России на международном уровне. Внутри страны РПЦ поощряет обличительные выступления и книги в адрес этих религий. Аналогично католики, протестанты, иудеи, мусульмане на территориях стран, где они доминируют, ведут непримиримую борьбу с конкурентами на духовной ниве.

Кроме того, РПЦ на международной арене ведет диалог с представителями индуизма, синотоизма, даосизма - а ведь это языческие религии, поскольку содержат культ предков, природных сил и плодородия, идею родового единства богов, природы, предков и потомков. Это и есть сущностный признак язычества, а вовсе не то, сколько богов, есть ли они, живет ли душа за порогом смерти...

Что касается диалога РПЦ с язычниками внутри страны, то Совет Круга Языческой Традиции, поддержанный множеством подписей других язычников и языческих объединений, не входящих в Круг, официально предлагал РПЦ и представителям других мировых религий начать такой диалог на Всемирном саммите религиозный деятелей в 2006г., начать с приглашения к участию представитеей народных языческих верований коренных народов России и с признания недопустимости использования языка вражды, отказа от оправдания прежней вражды и преступлений, совершенных против язычников представителями мировых религий или язычниками против них - см. письмо в Межрелигиозный совет России синод РПЦ. И разумеется, язычники в этом же письме осудили сами такие престуления, как и преследования, которые в прошлом имели место со стороны язычников в отношении христиан и представителей иных мировоззрений, религий. Ответа со стороны Межрелигиозного совета или представительства какой-либо мировой религии не последовало тогда. РПЦ не желает признавать исторических фактов насильственной христианизации славянских и других народов на территории России, т.е. не признает ни своей ответственности в этих преступлениях, ни ответственности государства.

В России официально в качестве религиозных языческих групп или организаций зафиксировано считанное число объединений русской традиции и традиций ряда других народов России, из которых только несколько готовы к продуктивному диалогу в Межрелигиозном совете с участием в выработке законодательных предложений, защищающих права своих верующих. Но Межрелигиозный совет не заинтересован в таком диалоге, а государство идет у него  на поводу.

Думаю, что РПЦ пойдет на диалог только тогда, когда президентом России будет выбран сторонник языческих верований. А до этого она будет уходить от диалога и предлагать такие законодательные поправки, которые будут мешать развитию опасных для нее конкурентов. Ведь язычество - это и есть национальная религия русских, в отличие от космополитического православия, которое пытается занять эту нишу вопреки содержанию своего вероучения (эту церквоную политику осуждают даже некоторые из священнослужителей).

А так мы ведем пока диалог на сайтах с отдельными православными гражданами, желающими этого.

Опасения, которые озвучил отец Димитрий, нельзя назвать беспочвенными. Мне захотелось разобраться, в чем заключаются основные теоретические положения родноверов, в каких именно богов они верят, а главное - почему нет единых канонов, которых придерживались бы все общины без исключения.

Даже в христианстве и исламе нет единых канонов, которых бы придерживались все без исключения христианские или исламские общины. Так в чем и для кого тут усматривается опасность?

Если говорить об общих теоретических положениях, то многие язычники разных народов и культур, по-сути, соглашаются с самоопределением язычества, данным в Битцевском обращении. Также многие разделяют основную заповедь в язычестве: "Знай свой Род, живи по Совести, береги Землю-Матерь". Наконец, дополнительно общие мировоззренческие основания во многом были сформулированы на конференции в Йошкар-Оле с участие марийских, чувашских, удмуртских, татарских, русских язычников - см.http://www.mari.ee/rus/articles/soc/2007/02/02.html Чтобы значение этого события осознали другие язычники, потребуется немало труда.

А вот что большинство язычников верят в единого бога Рода-Творца - это не доказано. Есть язычники, кто считает его единым и еединственным из Богов, есть кто считает его олицетворением всей природы в целом, есть люди, считающие его одним из начал ряда других. Кого из них больше никто не считал.

Оказалось, что большинство язычников верят в единого бога Рода-Творца, большое значение придается также Световиту - образу света и разума и праматери Ладе - Богине любви, которая породила лоно Мира. Наиболее часто поклоняются и следующим известным богам: Перуну, Дажьбогу, Велесу, Ярилу, Макоше.

Как отмечает Верея (С. Зобнина), одна из создателей общины «Славия», автор нескольких книг о родноверии, язычество не имеет ничего общего с идолопоклонством.

- Изображения богов, ритуалы, тексты молитв, заговоров - все это лишь вспомогательные средства общения с Богом. Но можно со всем ничего не говорить, а вступать с ним в контакт, просто чувствуя его действие и помощь.

Интересно у язычников отношение к жизни после смерти. У родноверов, например, есть свой аналог рая - светлый ирий. Туда попадают души лишь самых достойных людей, чтобы занять место рядом с высшими богами. Есть также навь, где душа перерождается и проживает другую жизнь на земле, выполняя особую волю богов. Наконец, если боги сочтут, что такое перерождение не поможет, душа уходит в небытие.

У язычников разных народов в отношении смерти и посмертной судьбы - очень разные представления. Но вот что - главное:

1) Если в христианстве считается, что душа после смерти лишается свободы воли, а воскресение и вновь обретение свободы воли наступит лишь для избранных после страшного суда (тогда же души христиан и в рай попадут), то у язычников воскресение в той или другой жизненной форме или передача заклада - это обычный жизненный путь, нередко определяемый собственным выбором. Так А.Н.Афанасьев в своем замечательном труде "Поэтические воззрения славян на природу" приводит поверья крестьян, что снежные груды, скопленные за зиму - это душа-зарод прежних жизней и по весне с талыми водами проникая в лоно земли, они ежегодно воскресают к новой жизни. Это происходит подобно тому как Ярило ежегодно уходит в лоно Земли, чтобы через эту жертву отдать ей и всякому живому свою плодородную силу, и воскресает потом к новой жизни на Коляду. Сравните с Христом, который только раз умирает и только раз воскресает, ради спасения человечества. Наш Ярила делает это ежегодно, и не только ради чесловечества, а ради всякого живого существа на Земле.

Боги в язычестве не распоряжаются судьбами людей! В славянском язычестве Боги - наши родичи, но не господа нам. Тогда как в христианстве Яхве (Иегова) это и единственный отец, и единственный господин над рабами-людьми. Да, он признает  их свободу воли в этом "грешном" мире, но по ту сторону жизни он распоряжается их судьбой полностью. Христианская религия навсегда заимствовала в качестве догмы характерное отношение к человеку, как к рабу божьему, в условиях малоазиатского региона определенного исторического периода (оно было характерно и для языческих религий этого региона). Для славянской традиции и традиций других индевропейских народов характерно иное отношение между человеком и Богами. Родные Боги могут пособить, если их просят об этом или если сами видят, что родич нуждается в поддержке, или могут наказать человека, если об этом просят его окружающие, а человек явно зарвался, нарушает родовые законы. Однако душа остается свободной, сохраняет свободу воли даже после смерти. Скажу более, для большинства языческих представлений характерно, что Боги даже своей судьбой не распоряжаются. Они продолжают участвовать в творении мира, и мы, их родичи, можем соучаствовать с ними в этом творческом процессе.

2) В язычестве человек после смерти обычно воссоединяется со своим родом, и наихудшее для него наказание в этой жизни и в последующей - это разрыв родовой связи с предками и потомками. По представлениям многих народов (например, финно-угорских - см. Калевалу) за порогом смерти человек нередко продолжает жить такой же жизнью со своими предками, как и в настоящей. Если человек при жизни подвергнут родовому проклятию, отказался от своего рода добровольно или его изнали из рода, то и после смерти его душа будет изолирована от рода. Это - коренное различие с авраамическими религиями, буддизмом и кришнаизмом, для которых сохранение родовых связей, родового единства, не является столь значимой ценностью (в буддизме и кришнаизме - это всего лишь одна из иллюзий, а в авраамических религиях главное для индиидуума - личное спасение и приобщение к божеству, выбранному Авраамом).

Должен сказать, что в таинстве крещения, о чем практически никто из священников не предупреждает ни новообращаемых христиан, ни родителей, ни тех кто выступает крестными, на магическо-символическом уровне происходит отказ от собственных родителей и предков, от родовой связи с ними (если только человек уже не принадлежит к роду Авраама по происхождению), а приобщаемого к христианской вере "отрезав" от его собственного рода, "прививают" как стороннюю ветвь к древу рода Авраама. Поскольку по авраамической вере только будучи усыновленным (удочеренным) в избранном племенным еврейским богом Яхве роду Авраамовом можно получить личное спасение души во Христе и воскресение после смерти. Соглашаясь участвовать в этом магическом обряде, новокрещенный, по-сути, дает подписку в том, что теперь его прежний род не обладает для него никакой значимостью, что он признает в качестве единственого своего отца племенного еврейского бога Яхве, а качестве своего подлинного рода - род Авраама. В соответствие с этим новым своим положением человек должен признать, что у него нет отца и господина, кроме Яхве-Иеговы, что если потребуется, если отец, мать, брат, сестра, какой-либо иной родственник не приемлют его веры - надо отказаться от них, отсечь их от себя (в Ветхом же завете содержится откровенный призыв к убийству таких родных).

3) Наконец, обычно в язычестве предки сохраняют ответственность за потомков после смерти, они приходят к ним на помощь в трудных ситуациях, иногда делают жто в образе тотемных животных (таковым в русских сказках является, например, Серый волк, или Яблоня, или Корова...). Эта родовая ответственность предков за потомков сохраняется в восьми поколениях (например, у чувашей-язычников). Но и потомки в течение этих поколений принимают ответственность за деяния предков. Ответственность за совершенный предком проступок может распространяться и отрабатываться потомками. Это исключительная черта, характеризующая язычество и представления в нем о жизни после смерти. В народном православии сохраняются эти языческие представлении о том, что предки продолжают после смерти заботиться о потомках, хотя это не соответствует христианскому учению.

Помимо отсутствия общих канонов, оказывается, нет и единой иерархии священнослужителей. В каждой общине они свои, а в различных союзах все основано на договоренности. Тем не менее существуют жрецы, волхвы, ведуны и знахари. Ведуны и знахари - люди, которые обладают теми или иными магическими способностями. Их очень мало, и держатся они всегда обособленно. Жрец - это человек, который занимается подготовкой и проведением обрядов. Их может быть несколько, причем среди них могут быть и женщины-жрицы. Волхвом считают того, кто имеет достаточно глубокие знания в области традиции предков и способен проводить сложные личные и общие обряды. Мне удалось поговорить с одним из лидеров Велесова Круга, волхвом Велиславом.

Волхв способен притягивать людей, сплачивать их в одном объединении. Его важная функция - открывать, прокладывать новые пути в неведомом прошлом, настоящем или будущем. Покровительствуемый Велесом, волхв может быть проводником для отдельных душ и для народа в целом.

Почему же у родноверов нет четких религиозных канонов, не выработана единая система обрядов?

- Наш союз общин следует именно той вере, которая была у славян до 988 г., но о ней далеко не все сейчас известно. Дело в том, что в IX веке люди с рождения воспитывались в традициях язычества, и никому и в голову не приходило их записывать. После принятия христианства это культурное наследие оказалось во многом утеряно.

После тысячелетий гонений, язычество только сегодня осознает общность содержания язычества у разных народов и традиций мира. Я уже писал выше, что реально у всех язычников есть общие мировоззеренческие основания: это ценность родового единства людей, Богов и всякого живого, это родовая ответственность, это культ предков, культ рода (плодородия) и культ Земли-Матери (природы), это признание единства в разнообразии и признание свободы проявления своих религиозных чувств в различных мифопоэтических образах, связанных с родной традицией. По крайней мере, наиболее активная самоосознающая часть язычников с этим уже согласилась, а другая часть (оставшиеся 1-2 млрд. язычников) еще просто :-) об этом не знает.

Мы сейчас понимаем, что в языческой древности на Руси не было единых канонов для родо-племенных верований, но была единая система каледарно-земледельческих обрядов, которая сохранялась вплоть до XX века в народной крестьянской культуре (и даже сегодня этнографы привозят из русской глубинки новые этнографические записи об остатках этой традиции). Обрядовая сторона в язычестве славянских народов всегда была весьма вариативна при переходе от одной группы деревень к другой, и мы просто следуем этой древнейшей народной традиции культуротворчества. Однако в связи с длительным периодом преследований язычества было утеряно понимание содержательной сути обрядов как совместного празднества-действия с Богами, духами природы и предками, ведь произносить имена Богов и даже думать них запрещалось. Но кто вступает на путь непосредственного общения с Богам, предками и духами природы, тому они открывают путь к традиции, минуя письменные источники. В конце концов, вы же признаете, что в основе всякого письменного источника христианской, иудеской, мусульманской веры лежало непосредственное живое (не книжное) откровение, полученное от Богов этих религий. Но если в этих религиях такое откровение доступно исключительно пророкам, жившим или якобы жившим когда-то давным-давно, то для каждого язычника всегда открыт путь непосредственного открытия традиции не из книжных источников и третьих рук с эффектом "испорченного телефона", а из непосредственного общения с Богами и предками "здесь и сейчас", чему помогают наши песни, танцы, сказки, былины, создающие с ними устойчивый канал связи.

Неверно считать, что язычество ушло куда-то в далекое прошлое, когда люди с рождения воспитывались язычниками. Люди и сейчас часто с детства воспитываются язычниками, а наши родители и родная культура неосознанно передают нам языческий дух, воссоздают устойчивые архетипы мифопоэтического восприятия мира, характерные для язычества. В частности, наши деды и родители нередко поддерживают культ предков, который не принимается церковью, достаточно взглянуть сколько народа идет на Пасху на могилки к своим родным, как разговаривают с умершими на могилках.

В чем особенности религии, которую исповедует ВЕЛЕСОВ КРУГ?

- Мы верим в верховного бога Рода (отсюда и название - родноверие). Но это не просто бог в привычном понимании. Он существует в трех ипостасях: Род - великий дух, Род небесный и Род - праотец народов. Поэтому нас можно назвать и политеистами, и монотеистами. Все наши боги так или иначе связаны и с внешним миром, природой, и с тем, что происходит внутри человека. Так, Велес - это мудрость внутри каждого, а Лада - любовь. Вообще это наше ключевое понятие.

Это особенность исповедания Велесова Круга, другие русские язычники также верят в Род или знают Род, однако по-своему воспринимают Рода и других Богов. Одно из различий - это отношение к Богам либо как к персонификации-олицетворению неких природных сил и способностей, либо как к реальным разумным и живым сущностям. Иногда встречается эвгемерическое толкование Богов, когда их считают просто обожествленными когда-то историческими предками.

Главное для родновера - это жить в ладу, в гармонии с самим собой. Если есть гармония внутри, то не будет агрессии и по отношению к другим людям. Основную концепцию нашей веры можно сформулировать так: «Свято чти богов и предков, живи по совести. А если ищешь высшего знания - познай себя».

Быть в ладу с собою и окружающим миром, действительно, очень важно для язычника. Кстати, древнерусское имя Владимир означает отнюдь не владеющий миром, а находящийся в ладу с миром. Когда же народ и Родная Земля находятся в беде, то язычник воспринимает эту беду как свою личную, осознавая себя частью народа и Земли. В этих условиях агрессия, направленная на защиту своих ценностей, также является частью постижения высшего знания через испытания себя и других. Потому ратоборчество, воинское искусство, умение защищать себя и свой род признается в язычестве один из путей высшего познания.

Есть предание о заповеди одного из моравских языческих князей своим потомкам: "Знай свой род, живи по совести, береги Землю-Матерь". "Знать" в языческом понимании - это не рациональное знание, оторванное от ценностей и правды жизни, это умение действовать как одно целое с постигаемым, умение видеть в постигаемом разумное, одухотворенное. А кто не защищает свою Землю, тому не найти внутренней гармонии и лада с окружающим миром.

Язычников обвиняют в том, что они приносили в жертву людей. Скажите, как выглядит обряд жертвоприношения сегодня?

В древности были одни реалии, а сейчас - уже другие. Тогда богам приносили в жертву животных и людей, и в это вкладывался совершенно особый смысл. Когда убивали жертвенного животного, то это символизировало победу людского начала над звериным, диким внутри человека. А принесение в жертву людей означало верховенство божественного начала над обыденным.

Языческие Боги приносили себя в жертву во имя сохранения и распространения Жизни, и в некоторых языческих традициях (однако не во всех, а возможно, что даже не в большинстве) люди добровольно отдавали себя тому или другом Богу в жертву ради сохранения своего народа, лостижения победы, преодоления беды. Христианство, иудаизм или ислам в этом отношении отличаются только тем, что их Боги требуют от фанатиков приносить себе в жертву тех людей, кто не верит в этих Богов. Да, были традиции принесения в жертву пленных, но общая ситуация до появления рабовладения и феодализма была тогда такой, что пленных редко оставляли в живых. И христианские воины и правители вели себя не менее жестоко, чем языческие.

А вот с идей, что принесение в жертву животного символизировало победу над звериным, диким в человеке, я не могу согласиться. Это, похоже. влияние христианского презрительного отношения к животному, телесному, мирскому. По обычаям, у животного, приносимого в жертву (например, у марийцев) спрашивают согласия, и только тогда приносят его жертву, если оно согласно. Жертва животного означает возвышение животного начала до божественного и слияние его в единстве с человеческим родом. А ряд животных почитался в качестве тотемических предков, охота на них была запрещена на территории племени, но раз в год проводился праздник, когда один из представителей этого животного приносился в жертву и поедался, через его тело и кровь происходило воссоединение людей и тотемного предка в теле одного Рода (аналогичный смысл в поедания плоти и крови Христа).  Животное, мирское начало не является в язычестве греховным, порочным, источником зла, несовершенства: через наше отношение к нему оно может возвышаться до божественного или опускаться до низменного. В древности обыденное и сакральное не разделялись настолько жестко в быту, как сегодня. Каждая бытовая деталь несла в себе элемент божественного, достаточно посмотреть на то, как люди украшали каждую вещь, вкладывая в это свою душу и сакральный смысл..

Во время наших обрядов жертвоприношения проходят следующим образом. Есть специальный жертвенный хлеб, который передается по кругу. Каждый отламывает себе по маленькому кусочку и мысленно произносит свою просьбу или пожелание богам. Нельзя желать только зла кому бы то ни было. После этого хлеб сжигают на ритуальном костре.

Если точнее, то хлеб, как и другие явства, что сами язычники едят, подносятся в жертву Огню.

А с чем вы связываете негативное отношение к вам РПЦ и отдельных граждан? Бывали ли случаи проявления насилия к членам вашего союза общин? Есть ли боевые подразделения в вашей общине?

Думаю, православная церковь просто не принимает нас всерьез. Возможно, когда у нас появится больше последователей, все изменится.

Как раз наоборот, нас принимают очень даже всерьез, несмотря на малочисленность нашу и постоянное внутреннее брожение. Потому что идейно-духовный потенциал язычества необычайно разнообразен, силен и влиятелен, возьмите хотя бы античное язычество, достижения которого являются основанием европейской цивилизации, питают творческую и духовную жизнь множества современных людей. Духовно-интеллектуальный потенциал русского язычества и язычества других народов России еще не раскрыт, после тысячелетий гонений мы видим только первые ростки его, которые даже в условиях массированной антиязыческой пропаганды оказывают влияние на мировоззренческий выбор молодежи.

Для каждого народа язычество - это его исконная национальная религия и традиция, язычество воспроизводиться в народе само по себе, сколько бы поучений против него и запретов не устанавливала церковь. Язычество много веков было главным врагом церкви и воспитание враждебного отношения к нему, вплоть до оправдания убийств и призывов к экстремистким действиям, заложено в Библии и в системе духовного обучения христианских священнослужителей, в том числе в форме откровеной клеветы, исторических фальсификаций, христианской мифологии о язычестве, создающей из язычества образ врага. Христианское вероучение, Новый Завет и Ветхий Завет, требуют от христиан восприятия язычества как своего главного и наиболее опасного врага, потому что оно может проникать внутрь сознания и воспроизводиться изнутри. А у страха глаза велики. РПЦ стала заложником тех ложных и враждебных стереотипов в отношений язычества, которые она сама же и создавала в течение двух тысячелетий. Освобождение от этих страхов - дело нелегкое, но мы готовы помочь православным в избавлении от вражды к народной вере и культуре.

Действительно, наши капища часто разрушают. Причем в провинции к нам еще терпимо относятся, под Малоярославцем, например, капище с 2000 года никто не трогал. А в Москве - просто беда. Наши символы очень страдают от хулиганов. В принципе мы можем постоять за себя, но никаких боевиков у нас, конечно, нет.

Иногда и на меня лично с кулаками бросались. Но мне удавалось убедить этих людей в том, что при огромном количестве различий мы схожи в главном - в желании сде­лать окружающую действительность лучше. А на каком языке человек разговаривает с богом - это его личное дело. Главное, чтобы заявления не расходились с делом.

Да, единство благой мысли, благого слова и благого дела  - вот самая ценная жертва, которую ждут от нас Родные Боги.  

 

 
< Пред.   След. >

Велесов Круг
Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская традиция

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца)