Лавка Велеслава

- приход Морены-Зимы. В пору двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на деревьях — к морозам», «Коли на Матрёну туман — к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде». По поверьям, приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение Марии Богородицы во храм

Подробнее...
Группа Славянская Традиция
 



Видео
Фото
Аудио
Обои

 

Данный раздел нашего сайта посвящён теме традиционной славянской одежде, которую носили когда-то давно в старину наши славные Предки-Пращуры. Ознакомление с древнерусской одеждой помогает нам лучше познать тот самый забытый волшебный мир и исконное природное мировоззрение наших Праотцов.

 

В славянской одежде отражены все традиции, культура и особая энергетика нашего великого народа. Даже в одежде славяне стремились быть ближе к природе, быть с ней единым целым. Ведь прежде чем надеть новую рубаху, необходимо было ещё и проделать целый комплекс работ: посадить и вырастить лён, собрать его, обработать, а затем соткать из нити ткань и лишь только потом сшить рубаху. Посему к своей одежде славяне относились очень бережно и разделяли одежду в соответствии с её использованием. В повседневной жизни они носили одежду достаточно простого и свободного кроя, которая бы не стесняла движения при выполнении работ. В праздники же надевали наряд, украшенный всевозможными магическими вышивками и узорами. Существовало и отдельное облачение для особых случаев, таких как языческие обряды и ритуалы, а также свадьбы или похороны.

 

Славяне ведали (знали), что одежда должна нести в себе определённую защиту от злых и тёмных сил и потому шили её из разных материалов и украшали различными обережными знаками. Стоит заметить, что первая одежда славян была с несшитыми краями. В отрезе ткани делалась прорезь для головы, и рубаха - готова. Такого рода одежда подпоясывалась широкими узорчатыми поясами. Считалось, что пояс обладает магическими свойствами и защищает того, кто его носит. Традиция повязывать красный поясок или нить на тело невесты для оберега молодой дошла и до нашего времени. Немного позже появились рубахи, которые начали сшивать грубым швом, подворачивая ткань, чтобы она не высыпалась. Иногда рубаха шилась не из цельного отреза ткани, а из отдельных частей. Для придания такой одежде прочности на рубахи со спины и с груди подшивалась подоплека, которая продлевала её сроки службы. Бывали рубахи нательные и, так называемые, верхние, отличающиеся между собой использованной тканью и узорами.

 

В разном возрасте человек носил рубаху разной длины. Так, к примеру, дети и старики надевали рубахи до пят, а мужчины носили рубахи, которые приходились лишь до колен, а на женщинах можно было увидеть сорочки до стопы.  Рубахи, как правило, шились из ткани, которую славяне делали сами. Каждая славянская женщина умела выделывать и ткать лён и шерсть. Такие навыки характеризовали её как хорошую хозяйку и рукодельницу. Нередко славяне окрашивали готовые отрезы тканей в красный и жёлтый, зелёный и чёрный цвета. Для этого ими использовались лишь натуральные природные красители. Отличительной особенностью славянской одежды были достаточно длинные рукава, которые своеобразно подворачивались и образовывали складки. В качестве узоров выступал цветочный, растительный или животный орнамент. Цветовая гамма также имела важнейшее магическое значение. Особое внимание славяне придавали красному цвету. И посему неудивительно, что у славян насчитывалось до тридцати разнообразных оттенков красного цвета, который символизировал Огонь и Солнце. Своеобразными оберегами, по верованиям славян, считались украшения, сделанные из бисера, ракушек и монет. Позже славянская одежда начала украшаться кружевными узорами. Но не смотря на все изменения, которые произошли со временем в славянской культуре, традиционный славянский костюм не утратил своего значения и особенностей.

 

В представленных статьях Вы сможете узнать практически ВСЁ о древнеславянской одежде, включая подробное описание всех составляющих её частей, детской одежде, обережной вышивке и рушниках, особенностях костюмов различных русских краёв и местностей, а также найдёте множество информации по рукоделию и узнаете как самостоятельно сшить себе рубаху или соткать пояс.

 


Г.Б. Сафонова - О региональных особенностях крестьянского костюма калужского края При изучении традиционного русского крестьянского костюма, заметно активизировавшемся в последнее десятилетие в различных регионах, основное внимание обычно уделяется его художественному строю, характеристикам декора, конструктивным особенностям. Прослеживается динамика смены различных форм костюма, выделяется социальный фактор и культурные традиции. Вне сомнения, без этих аспектов невозможно целостное восприятие такого сложного и многогранного явления отечественной истории и культуры, как национальный костюм. 



Детали кроя и целые формы одежды Древней Руси О бытовании шитых платьев в древнерусских городах свидетельствуют находки, обнаруженные на Райковецком городище на территории Украины. Город погиб во время нашествия татар. Среди груды жженых тканей, находящихся в хранилище Киевского института археологии, есть фрагменты шерстяных, льняных и шелковых тканей разной структуры. На некоторых из них сохранились швы. Ткани полотняного переплетения уложены в складку, а также в мельчайшую плиссировку. Одежда с гофрировкой и плиссировкой известна в могилах Бирки уже с XI в. Высказано мнение, что одежда с гофрировкой является предметом импорта из земель южных славян. 



Детали украшения древнерусской одежды Одежда, как и головной убор, крайне редко сохраняется целиком. Археологи находят только их детали. С них и начнем.

В этой статье описаны найденные воротники, косоворотки, ожерелья (ожерелки), оплечья, пояса, каймы. 



Древнерусский костюм Древнерусский костюм как ансамбль, состоявший из шитой одежды, головного убора и обуви, в научной литературе пока освещен недостаточно. Степень изученности его частей различна. До недавнего времени, чтобы реконструировать одежду, исследователи обращались к фрескам, миниатюрам и памятникам письменности, полагаясь на них как на основной источник.

Такой подход обусловила фрагментарность деталей одежды, их плохая сохранность в памятниках археологии. Однако ее исследователи неоднократно высказывали мнение, что костюм, представленный на памятниках искусства Древней Руси, очень условен, подчинен иконописному шаблону и несет очень мало информации о действительно бытовавшей на Руси одежде. При этом они отмечали, что для исчерпывающего ее изучения необходимо привлекать данные археологии. 



Костюм и этнос. Региональные особенности костюма. Узоры - это не просто украшения. Они говорят о главных элементах - природных стихиях, из которых состоит мир: ОГОНЬ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ.

Люди считали, что знаки природных стихий защищают от злых сил, поэтому изображали их на домашней утвари, на одеже, в доме. 



Костюм пензенского края В коллекции народной одежды, собранной сотрудниками Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника, представлен наиболее архаичный тип северного сарафана, который имеет необыкновенно красивый летящий силуэт благодаря клиньям, вставленным в бока и спинку. Он привезен из села Шейно Пачелмского района и называется кумачником. В селах Большой Мичкас и Вирга Нижне-Ломовского района носили синяки, которые не отличались от кумачника в крое, но шились из окрашенного в синий цвет холста и считались старушечьими. Как и во многих местах, здесь праздничными назывались сарафаны из набивного ситца. Свое название дикосовые, то есть кубовые, они получили оттого, что в таком ситце мелкий розово-красный цветочный узор шел по темно-синему фону. 



Магическая роль пуговиц Сегодня вряд ли кто помнит, что в прошлом пуговица была одним из важных магических оберегов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или круглый камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Так пуговицы превращались в обереги.

Среди различных видов оберегов - вышивка, камни, бусы, магические изображения и т.д. - широко использовались и "шумящие" украшения, например, колокольчики, помещавшиеся на воротнике или на специальной цепочке. 



О.Н. Крылова - Отражение материальной культуры народа в лексике одежды Русский крестьянский мир жил по своим природным законам, основанным на коллективном принципе жизни. Это осознается и выражается на языковом уровне. За лексической единицей диалектного языка закреплено особое культурное поле, в котором отражены особенности крестьянского мировосприятия. Язык любого народа - это его историческая память, отраженная в слове. 



Одежда и украшения Древней Руси В данной статье Вы узнаете всё о традиционной славянской одежде, включая подробное описание всех её составляющих: рубахи (мужской и женской), которая когда то носила название "сорочка" и состояла из следующих важнейших элементов: подола, рукавов, пуговиц, ожерелья; штанов, которые некогда носили название "портков" и "ноговиц"; понёвы (женской юбки); всевозможных поясов; старинной славянской обуви (лапти, поршни, сапоги и башмаки); головных уборов: мужских (шапки) и женских (венец, повоя, кика). Отдельная тема посвящена детской одежде и её особым оберегающим свойствам. 



Одежда русских старожилов Сибири Высокий уровень жизни сибиряка, свобода и самостоятельность определили рождение нового, необычного для крестьян европейской России внешнего вида крестьян-старожилов, поддерживающих достаток и чистоту. Особую роль играла "покупная" одежда, та, что в европейской России носилась только представителями зажиточных слоев населения.



Орловский крестьянский костюм Орловские крестьяне и крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев. Различные декоративные средства, применявшиеся для создания единого художественного целого - праздничного костюма, неизменно были подчинены выработанным веками приемам композиции.



Пояс - оберег, честь и слава... Пояс - знак дороги, пути через образные и настоящие преграды (так же, как нитка, пряжа, волокно, веревка, цепь). Пояс как часть одежды человека, которая может иметь образ круга, часто является оберегом. Пояс бытует с самых древних времён.

С древнейших времен человеческого общества пояс рассматривался как некий оберег, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины, где пояс рассматривался как оберег: "А от всякой порчи и злых колдунов носит на голом теле пояс вязаный. И при этом не может действовать никакое колдовство". 



Реконструкция древнерусской одежды Для реконструкции древнерусского костюма в целом избран метод наложения археологических находок на условные силуэты, соответствующие изображениям на фресках и миниатюрах Древней Руси. Для реконструкции городского костюма использованы целые формы, найденные при раскопках городов (платье, детали одежды, обувь) а также ансамбли украшений, сохранившиеся в кладах.

В статье дана реконструкция княжеско-боярского и крестьянского костюмов, а также широкого спектра древнерусских украшений. 



Сарафан тебе сошью, штофный на золоте... В XIV в. сарафан в России - народная мужская одежда воевод, великих князей, а в XVII в. - царей. В перечне одежд русского царя Михаила Федоровича находим: «сарафан объярь чревчата, без подкладки, с ...обнизью; сарафан дороги яринного цвета, с вишневой обнизью, сарафанец зеленый...». А в кроильных книгах Алексея Михайловича сохранилась запись: «1637 год, июня 20, скроен государю сарафан тафта чревчата, длина 1 аршин 15 вершков, позади 1 аршин 13 вершков, рукава длина 1 аршин 6 вершков, тафты вышло 7,5 аршин, подпушка тафты желта (1 с четвертью аршин) нашивка сверху, пуговки... обшиваны золотом пряденым шолк зелен, с золотом деланы в мастерской палате».

Одно из самых ранних упоминаний о женском сарафане относится также к XVII в. В описи имущества московских цариц есть такая запись: «Саян немецкий с подолником шить по черному бархату, алтабасом, около алтабасов веревочки золотые...» 



Славянский пояс Пояс в традиционной славянской одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение обще принятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова "распоясаться, поясничать и т.д.".

Пояс как часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека "бес боится", снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д. Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купалы при поисках клада.

Т.М. Хлебнова - Калужский крестьянский костюм Комплекс женской крестьянской одежды - устойчивая совокупность типов компонентов одежды, из которых складывается костюм в целом. Крестьянский костюм, пройдя в целом длительный путь развития, продолжает стойко хранить многие старые элементы, восходящие к глубокой древности. Как известно, общий вид костюма, украшения компонентов одежды зависел от возраста его владельца и назначения костюма. В данной работе на основе одного комплекса, который установился в конце XIX - начале XX веков в д. Жилино Кировского района (б. Жиздринский уезд) Калужской области, рассматриваются три типа одежды по возрастному признаку, от девичьей до одежды пожилой женщины, причем принимаются во внимание только основные компоненты одежды без учета специфических половозрастных признаков в орнаментах. 


Традиционная славянская вышивка Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.
Шли века - русская вышивка не исчезла переходя из поколения в поколение. 


Украинский рушник Рушник - изделие глубоко символичное, многозначное. Созданный по законах искусства, он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками. Можно смело говорить, что узоры вышитых рушников - это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях. 


Чернухинская дивная обряда В селе Чернуха, что расположено в Арзамасском районе Нижегородской области, бытует легенда. Говорят, по тракту, проходящему через село, ехал однажды в Саровский монастырь сам Николай II со своей семьей. Царица Александра Федоровна - женщина, обладающая тонким вкусом и большой любовью к прекрасному, не уставала восхищаться картинами природы, предстающими ее взору. Но когда она увидела стоящих по обеим сторонам дороги селянок, которые встречали кортеж, изумление ее достигло предела. Дивные наряды женщин и девушек настолько поразили царицу, что она воскликнула: "Природа и одежда этого края необычайно красивы!" - и стала собственноручно разбрасывать жительницам Чернухи золотые монеты. 



 

 
< Пред.   След. >

Велесов Круг
Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская традиция

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца)