Лавка Велеслава

Девичий праздник, завершающий Русалью (Русальскую) седмицу, или Первые Русалии, отмечаемый 22 цветеня/апреля — накануне Ярилы Вешнего (см. далее). О сию пору расцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад птица Сирин — птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы птицы Сирин — Мёртвая вода, роса с крыльев птицы Алконост — вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой водой, он непременно исцелится. В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу.  Подробнее...
Группа Славянская Традиция
 



Видео
Фото
Аудио
Обои

 

ОСЕНИНЫ, ОСПОЖИНКИ, БОГОРОДИЦКАЯ

 
Символы праздника – овёс, лубок с зерном и домашний хлеб  
Осенины, Оспожинки, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Род и Рожаница, Лада, Спожа, Богач, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.

На момент введения Юлианского календаря: 21 сентября
Дата по старому стилю: 8 сентября
Дата по новому стилю: 21 сентября
Астрономическая дата: за два дня до Осеннего равноденствия

Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

В ночь на этот день возжигают «новый» огонь и начинают «замолотки». Живой огонь добывают путём трения. Обряд характерен для многих губерний России в XIX – начале ХХ вв. Перед началом добывания нового огня во всём селении хозяевами домов гасится прежний огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах (могут остаться только огни в церкви).

Ритуал проводился, как правило, женатыми мужчинами. В некоторых губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек: в станочке вращали с помощью небольшого лука, берёзовую плашку, к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма подносили трут, на него и переходила искра. Чаще всего добывание огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже – берёза, сосна. Кое-где огонь добывали ударами кремня – кресалом.

 
Обрядовое печенье «Богач»  
Добытый живой огонь разносили по дворам – зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия. В обряде прогона скота через тоннель костры, зажжённые именно от вытертого огня, имели решающее действие для избавления скота от смертельной угрозы. Во Владимирской губ. в ситуации неурожая, когда хотели опознать виновника этого бедствия – ведьму, пропускали всех через вытертый огонь, считая, что ведьма откажется пройти, тем самым выдав себя. Обновление огня символизировало всеобщее обновление.

К молотьбе готовились загодя, с Яблочного спаса. Рубили ольховые и ивовые дрова, не дающие при сгорании искр. Горят они без запаха дегтярного духа. В несколько приёмов заливалась мокрой глиной, тщательно выравнивалась долонь – молотильное пространство гумна. Так долонь утрамбуют, что лошадь пройдёт, следов подков не заметишь: отвердела глина в камень.

Вокруг первых овинов собираются молотильщики. При зареве зажжённых костров-заревниц проводят ночь в песнях. За ночь снопы высыхают. Утром их сбрасывают с овина вниз на деревянную долонь гумна, то есть на пол, затем околачивают специальными колотушками. Обмолот особенно любили молодежь. Многие соревновались в количестве околоченных снопов.

Накормить молотильщиков первого овина – забота хозяйки. И первым кушаньем, которое подаётся работникам по обычаю – «домолотная» каша с маслом. Когда поспеет каша, тогда молотильщики садятся в кружок, и непременно в самом овине. Хозяин первый отведывает кашу, а молотильщики говорят: «Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок», – и потом едят её с маслом.

Наш народ встречает осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг её поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.

 
Узор Рожаницы с руками-птицами. Севернорусская вышивка. Источник.
 
В этот день организуется большая трапеза. К праздничному столу готовят кутью из разных круп нового урожая с мёдом, зерновой хлеб, творог (сыр), варят пиво и закалывают овцу (барана). В старину на этот день в селе закалывали оленя или быка. На пиру обносится чаша и над нею славят Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Кутью также ставят на подоконник – угощение духов предков рода. Культ рожаниц отличается от остальных славянских обрядов торжественными пирами – «празднествами богородицы». «Желя Роду и роженицам по рождестве – муку варити святей богородици, а Роду примолвливающе».

Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы «оспожинки» справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское «пировство» развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приёмами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно.

Также в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся большая семья. На следующий день (в иных местах в этот день) новобрачные угощают свою родню – обязательно «подносят» пирог, почему и называется «Поднесеньев день». В Тульской губернии к новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё и поучить их уму-разуму. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме всё своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. В других местностях в этот день молодых приглашали к тестю и тёще, вместе со свекром и свекровью.

В разных местностях существовала легенда о двух ланях, которые в старое время в этот день прибегали на погост; одну из них резали и варили, а другая уходила. Но после того, как люди пожадничали и закололи обеих, лани уже не появлялись. «Усердные богомольцы вздумали заменить их приводом домашнего скота».

В Белоруссии сохранился обычай: в этот день каждая семья приносила в общий короб-лубок по горстке зерна. Затем в центре этого «Богачá» ставилась зажжённая свеча, и совершался обряд обхода деревни всеми жителями с целью защиты от лиха и вoрога. «Богáч» символизирует единение деревенской общины. От одного Богачá до второго лубок с зерном находился у какой-нибудь одной семьи. Когда подходило время нового Богачá, жители участвовали в праздничном ритуале обхода деревни и переноса лубка к соседям. По весне первый посев делался семенами из этого короба.

Во многих местах Белоруссии на Богача женщины выполняли охранительный обряд – вокруг двора пoсолонь (по часовой стрелке) плугом очерчивали круг-оберег на время зимнего содержания домашнего скота.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор поздних овощей (прежде всего, заготавливали лук).

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие моменту игровые песни:

  Вейся ты, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье-то большое, мужики богаты!
Что мужики-то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

Это традиционно женский праздник: женщину почитают как продолжательницу рода. В этот день обращают свои молитвы к Богородице бездетные матери, чтобы святая заступница послала ребёнка. Женщины, у которых нет детей, накрывают стол и приглашают всех нищих в селе «чтобы молились за её детей». Эти женщины заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашают всех к себе на обед.

В Заонежье в некоторых деревнях молодёжь гадала, когда выезжала на острова для проведения молодежного праздника в честь завершения жатвы. На острова молодёжь вывозила с собой соломенное чучело, обряженное в женское платье и украшенное колосками ржи. Чучело на острове разрывалось на части, сжигалось на костре, а парни и девушки, гадая, как в летние святки, попарно прыгали через огонь (если руки не разъединятся, к удачному браку после Покрóва).

В этот день начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы.

После трёхдневного праздника Рода и Рожаниц (после равноденствия) земля в течение шести месяцев находится под сенью Богородицы, которая хранит род людской. В эти дни засыпает Лада на шесть месяцев. По одной из легенд Лада после Яблочного спаса постепенно и надолго засыпает. А после Покрoвских заморозков Стожары (семь звёзд Большой медведицы) кладут её как умершую в ледяной гроб, который разобьёт первый весенний гром и разбудит Ладу.

После этого праздника землю не пашут и не сеют зерно до Благовещенья. Заканчивается бабье лето, хотя в некоторых местах оно продолжается до Покрoва.

Вероятно раньше Осенинами называлось недельное праздниство. Попробуем реконструировать.
1 день – Равноденствие, Возжигание огня, Братчина. К ночи в деревне тушатся все огни. В полночь женатые мужчины вытирают «живой» огонь. Добытый огонь разносят по дворам – зажигают печи, окуривают скот для предотвращения мора, зажигаю костры в овинах, чтобы снопы перед молотьбой просушить. Первый овин называют именинным. Компанией молотильщиков утром снопы сбрасываются с овина вниз на деревянную долонь овина (гумна) и начинаются замолотки. Первое кушанье молотильщикам – «домолотная» каша с маслом. Обмолот особенно любила молодёжь. Парни соревновались в количестве околоченных снопов. Компании молотильщиков обходили овины гостеприимных хозяев.
В этот день было правилом пойти на вдовий двор и спросить, не нужно ли чем помочь. Пчеловоды убирают пчёл в омшанник. Вечером устраивается общинный стол с домашним пивом и пирогами из нового урожая, решаются общие и спорные вопросы, происходят примирения и прощение всех обид.
2 день – Дворы, Поднесеньев день. Добрые люди приходят дворить двор – желать счастья (сродни колядкам). Молодые зазывают родню, сватов, соседей. Гостей позыватый приглашал «навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё и поучить их уму-разуму». После сытного обеда с пирогом молодая хозяйка показывала в доме всё своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. В других местностях молодых приглашали к тестю и тёще, вместе со свекром и свекровью.
В этот день на лошадях не работают и не ездят, а наоборот, их расчёсывают, моют, хорошо кормят, убирают стойло и после обеда пускают попастить на воле. Первые девичьи посиделки, первая пряжа. Во двор выносят проветрить зимнюю одежду.
3 день – Луков день. В селах начинается заготовка репчатого лука, повсеместно убирают лук.
4 день – Корнилье. В этот день корнилье заготавливают – корнеплоды разные: свеклу, редьку, брюкву, морковь, хрен и заканчивают уборку репы. Возможно, что как и на капустник, собиралась компания и ходила по огородам дёргать корнеплоды.
Женщины в этот день сжигают в овине свои старые соломенные постели и стоптанные лапти.
5 день – Капустница.
Начинают капусту рубить, секут кочаны, набивают отпаренные бочки, толкут деревянной ступой. В старину в этот день красны девушки, принарядясь в цветно-праздничное платьице, хаживали из дома в дом – рубить капусту. Это делалось с весёлыми песнями. Гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные. Молодёжь-женихи высматривали себе в это время невест-«капустниц». Ввечеру, когда капуста была уже срублена, всюду шло веселье. Капустницы продолжались две недели.
В этот день медведь залезает в берлогу, перестают бродить по лесам лешие, домовой спать укладывается.
6 день – Первое зазимье. Начинаются регулярные девичьи посиделки. В этот день девушки просят Ладу-Богородицу о замужестве.

Поговорки и приметы
Осенины – вторая встреча осени. «Да Багача баба рабача, па Багачы – хоць за плот валачы» (белорус.). «Будзь багаты, як восень!» (белорус.). «Другі святок – восень, браток» (белорус.). С этого дня можно было засылать сватов: «Прийшла Пречиста – принесла старостів нечиста» (укр.). «Пречиста – картопля чиста» (укр.). «Як прийде Спас, то комарам урветься бас, а як прийде Пречиста – забере їх нечиста» (укр.). «Перша Пречиста жито засіває, а друга – дощем поливає» (укр.). «Прийшла перша Пречиста – одягла природа намисто, прийшла друга Пречиста – взяла комара нечиста, а прийшла третя Пречиста – стала діброва безлиста» (укр.). На вторую Пречистую заготавливают калину (укр.). Луков день – с этого дня собирают лук с гряд (Яросл., Вологод.). Пасиков день – убирают пчёл с пасек или пчёльников (Пенз., Сарат.). Если в этот день хорошая погода – осень хорошая.
_________________
*) Одно из названий дня – «Поднесеньев день» (21 и 22 сентября), который иногда называют «Осеннее равноденствие», а также обряд обновления в избе огня, говорят, что скорее всего этот день связан с днём осеннего равноденствия. Вероятно праздник урожая длился три дня и заканчивался как раз в день осеннего равноденствия (23 сентября).

   Современные дни равноденствий и солнцестояний из Википедии:
21 (20) марта – весеннее равноденствие;
21 (20) июня – летнее солнцестояние;
23 (22) сентября – осеннее равноденствие;
22 (21) декабря – зимнее солнцестояние.


Источники:
Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым – С-Пб: 1895;
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Специфика молодежных гаданий Заонежья, Логинов К.К., // Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения-2003» – Петрозаводк, 2003 – http://kizhi.karelia.ru;
Історія української літератури, Грушевський М.: В 6 т. 9 кн. – Т. 1. /Упоряд. В.В.Яременко. – К.: Либідь, 1993;
Рэшатам вады не наносіш, Катовiч А., Крук Я.// Звязда, 19 студзеня 2008 года, № 11 (26124);

 




 
< Пред.   След. >

Велесов Круг
Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская традиция

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца)