Деды 2008, Рязань
2-3
ноября мы с Воиславой и Мстиславом побывали в Рязани на празднике
Дедов. В этот День поминают своих близких родственников, ушедших в мир
иной. Устраивают стол, на который подают поминальную Кутью. Вспоминают
каждого из предков.
Кутья – специальная пища, являющаяся
обязательным блюдом в канун праздника поминовения предков Осенние Деды,
представляет собой род каши, особенностью которой является
использование цельных зёрен и меда, придающего блюду сладкий вкус.
Значение Кутьи как обрядовой пищи обусловлено символикой составляющих
её градиентов. Зерно является символом жизни и плодородия, так как оно
сохраняет и вновь воссоздает жизнь, её. Для приготовления Кутьи
используется чаще всего пшеница, а также ячмень, пшено, в городской
среде - рис, в Вологодской губернии к пшенице добавляли горох.
Жизнь
зерна в рамках календарного года (семя - растение - семя) является
одним из витков вечного кругооборота жизни. Кроме того, из одного
семени вырастает колос со множеством зёрен, что объясняет использование
в обрядовой практике зерна как объекта, обладающего продуцирующей
силой. Добавляемые в кутью ягоды (изюм; сушеная черемуха в Сибири)
являются тем же семенем, облечённым плодом, и, соответственно, имеют то
же символическое значение, что и зерно.
Третьим
компонентом кутьи является мёд или сыта (мёд, разварной на воде). В
Сибири мёд заменяли хлебным суслом — сладковатым наваром на муке и
солоде. В Вологодской губернии если не было мёда, то в кутью добавляли
сок конопляного семени.
Символическое
значение меда связано с образом пчелы. Народное отношение к пчеле как к
священному существу объясняется представлениями о ее идеальности по
самым разным параметрам. В мифопоэтических представлениях образ пчелы
связывается с женским началом. Идеальность работы пчелы раскрывается и
через мотив необычности ее труда («без иглы, без ниточки»; сравни
также: «Сидит девица в темной темнице, вяжет узор, ни петлёй, ни узлом»
— пчела). Все многочисленные представления о пчеле (исключительность,
божественность, непорочность, созидательность, мудрость, то есть, в
конечном счёте, идеальность) обусловливают и соответствующее
символическое значение мёда как обрядовой пищи: и в чистом виде, и в
составе ритуальных блюд (напитков, пирогов, пряников и пр.), в том
числе и в Кутье.
Таким
образом, символика всех составляющих зёрен, ягод, мёда - и,
соответственно, её самой сводится к идее постоянного возрождения жизни
через смерть. Обрядовое вкушение подобной пищи приобщало человека к
этому процессу вечного кругооборота жизни. Поэтому Кутья использовалась
в «переходных» обрядах жизненного цикла человека (рождение, свадьба,
похороны). Особо закрепившееся в традиции и сохраняемое до сих пор
приготовление к поминальному столу (кутью, наряду с другими блюдами
приносили также на могилы родных в Радуницу) свидетельствует об
актуальности вкушения жизнеутверждающей пищи именно для мёртвых. Для
поддержания своих предков в круговороте жизни и смерти часть пищи
поминального стола специально оставлялась для них.
Во
время праздничной трапезы Кутья занимала почётное место на столе,
покрытом белой скатертью. В некоторых местах горшок с Кутьёй ставили в
красный угол вместе с необмолоченным снопом ржи. Часть оставшейся после
ужина Кутьи дети разносили по домам бедняков, а часть вместе с другими
недоеденными блюдами до утра сохраняли на столе для душ покойных.
По
Кутье гадали о будущем годе: если только что приготовленная каша
вылезала из горшка, если горшок с нею треснул в печи, если Кутья
оказывалась белой и мелкой, это считали предзнаменованием беды в доме.
Если же горшок был полон, а Кутья во время приготовления покраснела, то
в семье ждали удачи и счастья. В Ярославской губернии с помощью Кутьи
узнавали о деловых качествах будущего жениха: готовую Кутью ставили на
колодец и смотрели, кто прилетит её клевать; если ворон - то жених
будет непутёвый, а если сорока - то проворный.
Удачи вам в ваших начинаниях. Да пребудет с вами покровительство ваших предков!
Яросвет
|