В пору
двоеверия на Руси 9 груденя/ноября отмечали Матрёну (Матрону) Зимнюю.
Примечали: «На Матрёну иней на деревьях —
к морозам», «Коли на Матрёну туман —
к оттепели», «Еслив этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё
плавать на воде».
По поверьям,
приходит Морена-Зима не позднее 21
груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение
Марии Богородицы во храм
Новый Год - Весеннее равноденствие — один
из четырёх важнейших праздников Кологода, приуроченный к Весеннему
Равноденствию и отмечаемый 25 березозола/марта, а тако же
предшествующая ему Масляничная седмица (с 18 по 24 березозола/марта). Согласно
Славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги
«возвращаются» в Явь — входят в силу после зимы, а души Предков «прилетают на
птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас — своих потомков.
Время возрождения — весеннего «воскрешения» (от крес — «огонь») Земли-Матушки и всей Природы.
Основные обрядовые
блюда на Масляницу: блины, сыр, творог, масло.
Во время
Масляничной седмицы[4] тако же празднуют
Комоедицу — Медвежий праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин,
воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки[5].
Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой.
Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые
хлебцы, сделанные из смеси муки овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в
лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина,
которого просят не драть скот и не озрничать на пасеках в течение всего года.
В пору
двоеверия на Руси 25 березозола/марта отмечали Благовещенье[6], кое
почиталось третьими (после Громницы/Сретенья и Сорок/Сорока Мучеников)
Закличками Весны. В народе говорили: «На
Благовещенье весна зиму поборола», чему радуется всё живое: «Красна девка косы не плетёт, птица гнезда не
вьёт», и даже само Солнце «играет»; «С
Благовещеньем медведь из берлоги встаёт», «Благовещенье — птиц на волю отпущенье». Тако же о сию пору
примечали: «На Благовещенье гроза
(Первый Гром — Вешнее Перунье) — на
тёплое лето».
Собственно
Благовещенью предшествовали: 12 березозола/марта Феофан Проломи Наст — «На Феофана туман — быть большому урожаю на
лён и коноплю»; 17 березозола/марта Алексей Тёплый (Алексей Водотёк) — «Алексей пришёл — ледок поколол», «Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей»,
«Алексей — с гор воды потоки, а рыба с
зимовки», «Алексей — выверни оглобли
из саней»; 19 березозола/марта Дарья Грязные Проруби (Дарья Поплавиха) —
время, с которого начинали белить холсты.
Вскоре после
Благовещенья отмечалась Матрёна Настовница или Матрёна Полурепница[7] (27
березозола/марта) — время схода последнего снежного наста и прилёта «пигалиц-настовниц»
(чибисов).
[1] Обычно празднуется, когда
Солнце «на воробьиный скок» переходит
за точку Равноденствия. Многие Родноверы празднуют о сию пору Новолетие — Новый
Год, рождающийся на Коляду, но приходящий в Явь лишь на Весеннее Равноденствие,
когда оканчивается зима и расцветает Земля.
[2] В древности Масляничные
гуляния продолжались не одну, а две седмицы.
[3] Основной обрядовой стравой
на Масляницу издревле почитались блины, своей формой напоминающие Солнце.
Первый испечённый блин обычно не ели сами, но клали на слуховое оконце в избе,
посвящая его душам Предков.
[4] Каждый из дней Масляничной
седмицы имел в народе своё название: Встреча (Косой, или Кривой, понедельник),
Заигрыш, Лакомка, Разгул (Коровье, или Велесово, Свято), Тёщины Вечёрки,
Золовкины Посиделки и Прощёное воскресенье. Начиная с четверга (Разгула) —
Масляница называлась «широкой».
[5] Согласно другим
представлениям, Медведь выходит из берлоги лишь на Василия Парийского (12
цветеня/апреля), когда «Василий Земле
пару поддаёт» и «Земля запарится, как
в бане».
[6] Согласно «Евангелиям», в
этот день Деве Марии явился «ангел» и сообщил о том, что вскоре ей предстоит
стать матерью «Спасителя».
[7] «Полурепницей» Матрёну
называли оттого, что о сию пору в деревнях отбирали годные репы для посадки,
кои составляли «неприкосновенную половину».
Весеннее Равноденствие —
Масляница, Комоедица
Масляница — один
из четырёх важнейших Солнечных Праздников Года, приуроченный к Весеннему
Равноденствию; весёлое народное гулянье, посвящённое встрече весны,
продолжающееся, как правило, в течение целой седмицы. (Само Весеннее
Равноденствие чествуется вещими людьми отдельно: для встречи Весны строятся
особые воротца, расположенные так, чтобы Вестник Весны-Красны — Солнечный луч —
мог проникнуть сквозь них точно в миг Равноденствия).
Многие Родноверы тако же
празднуют о сию пору Новолетие: приход в Явь Нового Года, рождённого на Коляду
— 25 стуженя/декабря-месяца.
По поверьям, о сию
пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей
берлоге после долгой зимней спячки. Родноверы-мужчины чествуют его особым
Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье
женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных
замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду,
призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не
озорничать на пасеках в течение всего года. (Также существует версия
происхождения слова «Комоедица» от древнерус. комонь — «конь».
Согласно народным верованиям, о сию пору
Трисветлый Даждьбог садится на Своего Златогривого Коня, стук копыт которого по
Небесной Тверди пробуждает Лесного Хозяина от зимнего сна на Земле.)
О сию же пору
телятся коровы, и во домах в изобилии появляются молоко, масло, сыр, за что
благодарят Велеса — Бога Скотьего. Начинают таять снега на полях, что знаменует
собой близкий конец зимы и наступление весны: приходит срок, когда чары
Старухи-Мары должны рассеяться волшбою Юной Живы, ступающей на Землю в облике
Девы-Весны... Согласно славянским сказам, Весна-Дева приезжает о сию пору к
людям на золотом, как Солнце, либо зелёном, как трава, Коне...
Начинается
празднование Масленицы с речения кощун волхвами:
ГОЙ ТЫ СВЕТ-БЕЛОСВЕТУШКО
НАШЕ КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
ТЫ ВОССТАНЬ ПРОБУДИСЯ ТЫ
ВО СВОЕМ СВЕТЛОМ ТЕРЕМЕ
ТЫ УМОЙСЯ-ТО РОСАМИ
ДА ВОДОЮ БЕГУЧЕЮ
ПОВЕДИ КОНЯ ДОБРОГО
ВО ПОЛЯ СВЕТ-ЛАЗОРЕВЫ
КАК ПОЙДЕТ ЗЛАТОГРИВЫЙ КОНЬ
НЕБЕСНЫМИ ПРОСТОРАМИ
МИМО БОРА ТЕМЯНОГО
ДА НА КРАСНУ НА ГОРУШКУ
КАК НА ТОЙ ЛИ НА ГОРУШКЕ
ЗЕЛЕНА РАСТЕТ ТРАВУШКА
КАК СЛЕТАЛИСЬ СБИРАЛИСЯ
НА НЕЙ БЕЛЫ ЛЕБЕДУШКИ
МОЛОДЫЕ МОЛОДУШКИ
ВСЕ-ТО КРАСНЫЕ ДЕВУШКИ
СТАНОВИЛИСЬ НАД РЕЧЕНЬКОЙ
НА ВЫСОКОЙ НА ГОРУШКЕ
ПЕЛИ ПЕСНИ-ВЕСНЯНОЧКИ
КЛИКАЛИ ВЕСНУ КРАСНУЮ:
ТЫ ВЕСНА ДЕВА СВЕТЛАЯ
ТЫ ХОДИ В НАШУ СТОРОНУ
У ТЕБЯ ЦВЕТЫ АЛЫЕ
ВСЕ-ТО РОСЫ МЕДВЯНЫЕ
ТЫ ЗОВИ ЛЕТО ЖАРКОЕ
ГОНИ ЗИМУ СТУДЕНУЮ!
ПУСТЬ БЕГУТ РУЧЬИ К МОРЮШКУ
К ОКИЯН-МОРЮ СИНЕМУ
ПУСТЬ ПОЮТ ПЕСНИ ЗВОНКИЕ
ПУСТЬ ПОЮТ ПЕСНИ ВЕШНИЕ
СЛАВЯ КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
САМОГО-ТО ДАЖДЬБОЖУШКУ
СЛАВЯ ЛЕЛЮШКУ СВЕТЛУЮ
ДА СЫРУ ЗЕМЛЮ-МАТУШКУ!
СЛАВА! ГОЙ!
Затем у Родных
Богов испрашивается благословение на закликание Весны:
БЛАГОСЛОВИ БОЖЕ
БЛАГОСЛОВИ МАТИ
ЗИМУ ПРОВОЖАТИ
ВЕСНУ ЗАКЛИКАТИ
АЙ МАТИ ЛАДО-МАТИ
ЗИМУ ПРОВОЖАТИ
АЙ МАТИ ЛАДО-МАТИ
ВЕСНУ ЗАКЛИКАТИ
ЗИМУШКА В ВОЗОЧЕК
ЛЕТЕЧКО В ЧЕЛНОЧЕК!
ГОЙ!
Далее следуют
сами заклички Весны, кои творятся девами с высоких холмов — Ярилиных Плешей,
уже свободных от снежного гнёта, со крутых берегов да с крыш овинов. Закликают
Весну протяжным «гуканьем», рекут слова:
ТЫ ВЫРИЙ ВЫРИЙ ЯРЫЙ
ТЫ ВЫЛЕТИ С-ЗА МОРЯ
ТЫ ВЫНЕСИ КЛЮЧИКИ
КЛЮЧИКИ ЗОЛОТЫЕ
ТЫ ЗАМКНИ ЗИМОНЬКУ
ЗИМОНЬКУ СТУДЕНУЮ
ОТОМКНИ ЛЕТЕЧКО
ЛЕТЕЧКО ЖАРКОЕ!
ГОЙ!
(Согласно славянским
сказам, из Ирия (Вырия) Небесного по весне возвращаются на птичьих крылах души Предков,
чтобы остаться на Земле с потомками своими до будущей осени.)
ВЕСНА ДЕВА КРАСНАЯ
ПРИДИ К НАМ С РАДОСТЬЮ
С ВЕЛИКОЙ МИЛОСТЬЮ
СО ЛЬНОМ ВЫСОКИМ
С КОРНЕМ ГЛУБОКИМ
С ХЛЕБОМ ОБИЛЬНЫМ!
ГОЙ!
Чествуя
Масленицу, непременно пекут блины, кои самыми очертами своими Солнце повторяют.
Первый блин завсегда отдаётся Предкам — кладётся на чердаке на слуховое оконце.
Тако же испекают особой формы печенье — «жаворонки», кои подбрасывают как можно
выше, закликая Весну:
ЖАВОРОНКИ-ЖАВОРОНУШКИ
ПРИЛЕТАЙТЕ ИЗ ДАЛЬНЕЙ
СТОРОНУШКИ
ПРИНОСИТЕ ВЕСНУ КРАСНУЮ
УНОСИТЕ ЗИМУ СТУДЕНУЮ!
ГОЙ!
Заигрыш
(начало мистериального действа) начинается со взятия Зимней Крепи, возведённой
заранее, в которой находится чучелко Морены-Зимы. (Здесь заметить надобно, что творится
сие чучелко непременно девами да жёнами, кои отверзают очи Морене лишь в самый
последний миг перед обрядом, прикрывая их ветошью либо не изображая таковых
вовсе до самого начала действа, ибо негоже Грозноокой Владычице Смерти на людей
честных раньше срока глядеть.) Защищают Крепость «слуги Морены» — ряженые в
«хари» (обрядные личины) девицы, кои, понося всех собравшихся супротив них,
должны противостоять идущим на приступ парням — «слугам Ярилы», восседающим
друг на друге, как во время игры в «коняшки». Первый ворвавшийся в Крепость —
получает право перецеловать всех девиц, сорвав с них «хари» и тем самым сняв с
них окруту...
После того как
Крепость взята, появляется повозка с Девой-Весной, кою сопровождают ряженые
«слуги молодые» — старцы старые, волосом седые, несущие отвоёванное чучелко да
клетку с птицами. Шествие с песнями и весельем обходит поле, после чего Весна
благословляет народ, ведёт всех к Огню, где волхвы водружают чучелко Морены над
обрядным костром — провожают Мару-Зиму, благодарят за все Её Дары. Здесь же на
чучелко навязывают особливые наузы, дабы с ними ушло в Навь всё отжившее,
худое, нечистое.
Поджигают
Краду, рекут слова:
ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ ЯРОЕ
КУДРИ ЗЛАТЫЕ ОЧИ ЯСНЫЕ
ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ СВЕТЛОЕ
ЗЛАТЫМ СОКОЛОМ РАСПЕРИ КРЫЛА
ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ ЧИСТОЕ
РАЗБУДИ ВЕСНУ ЗИМУ ОТПУСТИ
ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ ЖГУЧЕЕ
КРОВЬ КИПУЧАЯ ЯРЬ ГОРЮЧАЯ
ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ СЛАВНОЕ
ВЕСНА ВО ЧЕРЕД ИДЕТ СПРАВНАЯ
ОГНЬ-ОГОНЬ ПЛАМЯ ВВЫСЬ ЛЕТИ
СВАРГУ РАСПАЛИ ЗЕМЛЮ ОСВЕТИ!
СЛАВА! ГОЙ!
Весна
выпускает из клетки птиц. Волхвы рекут, а весь народ подхватывает:
ГОЙ ЕСИ СВА!
ВЫРЕЙ ПУСТИЛ КРЫЛА!
ЮНОЙ ВЕСНЕ СЛАВА!
ЯРИЛЕ-ВЕСЕНЮ СЛАВА!
ЗЕМЛЕ РОДНОЙ МАТУШКЕ СЛАВА!
СВА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!
ГОЙ!
Сей же
Святодень чествуется непременно кулачными боями да всякими забавами
молодецкими, всё с шумом, с гамом — гудьбой да песнями, да словами вещими:
ЯРИ НАС ЯРИЛА СВОЕЮ СИЛОЙ
ВЕЛЬМИ ВЕЛИКОЙ СТАНЬ
СОЛНЦЕЛИКИЙ
ВО НЕБЕ ЯСНЕ ПО ВЕСНЕ-КРАСНЕ
ОЗАРИ ГОРУ О СИЮ ПОРУ
СТА ГОРА КРАСНА ВЕЛЬМИ
ПРЕКРАСНА
СТА ГОРА СВЯТА А ВЕСЬ БОГАТА
БОГАМ ПРИГОЖА А ЛЮДЯМ ТОЖЕ
ЯРАЯ СИЛА ГОЙ ТЫ ЯРИЛА!
СЛАВА! ГОЙ!
О сию же пору
ходят в лес «будить Медведя». В особливо подготовленной «берлоге» заранее
залегает кто-то из сведущих людей, преображённый в Медведя. «Будят» его весёлым
шумом — криками, ударами в кобен-бубен, звуками позвонцов и трещоток. Чтобы
задобрить «разгневанного» Лесного Хозяина, отдают ему «в жёны» красну девицу,
коя и ведёт его к накрытому столу, угощает — кормит да поит, всячески чествует.
«Медведь» не гневается более, прощает тех, кто его разбудил, и благословляет
всех собравшихся, после чего снимает окруту — скидывает личину Медведя и
прославляет Вещего Бога:
ГОЙ ТЫ ДЕДУШКО ГОЙ
МЕДВЕДУШКО
ЩЕДРЫЙ БАТЮШКА!
ПИВО ТЕБЕ ЛЬЕМ СЛАВУШКУ ПОЕМ
ДА ПОКЛОНЫ БЬЕМ!
В ШУБЕ МОХНАТОЙ В ШАПКЕ
ЗОЛОТОЙ
СНАМИ БУДИ! ГОЙ!
СЛАВА ВЕЛЕСУ!
Празднество
завершается воздвижением Огненного Кола (Колеса) на высоком шесте,
вокруг коего водят хороводы посолонь (по движению Солнца), всем миром славя
разгорающееся Весеннее Солнце:
ВЫШНИХ КОЛО ЯРИ БЕЛЫЙ СВЕТ
ВОЗЪЯРИ
НЕБЕСА ОТВОРИ МАРУ-ЗИМУ ГОНИ
ВЫШНИХ КОЛО ЯРИ ЗЕМЛЕ БЛАГО
ДАРИ
СИЛОЮ ОПРЯДИ СЛАВЫ ВЫШНИХ
РАДИ!
СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!
ГОЙ!
[1] Коне.
[2] Сарафане.
Моренины радения на Вешнее Равноденствие
1. Моренин удел в Кологоде
Мара-Морена —
Владычица Зимняя, Младая во утро зимы (т.е. в начале зимы) да Старая ввечеру
(т.е. в конце зимы). Родовичи честные, во Яви земной живот свой длящие,
встречают-величают Мару Темяную об осенней поре — на Марин день, отмечаемый не
ранее 9 груденя/ноября-месяца, но и не позднее 21 груденя[1].
Провожают же Её на Масленичную седмицу, приуроченную к Весеннему Равноденствию
и Медвежьему Празднику — Комоедице.
2. Чествование Морены на
Комоедицу
О сию пору,
почтив положенным образом Вещего Бога Велеса в образе Медведя Косматого —
Хозяина Лесного, сведущие люди рекут особливое величание Маре:
Масленичная
седмица издревле почитается в народе как пора удали молодецкой да игрищ, забав
да гуляний весёлых череда. Но сведущие люди, коим известны сроки отверзания
Навьих Врат из Иного в Явь, творят о сию пору тризны по Предкам, воздавая при
сём особливые почести Навьим Хозяевам: Велесу Кощному и Маре-Морене — Навьей
Владычице. Творится же сие тако:
1. После
принесения общей требы (подробнее о сём — см. наш «Урядник Малый»[6]) жрец
подходит к Краде, сыплет в Огонь зерно и речёт слова:
ВО ДОБРО ВО НОВО ДНЕСЕ РЕКОМО
РОДУ НЕБЕСНУ СЛОВЕСА ЧЕСТНЫ
РАДЕНИЯ ИСТЫ ДА ТРЕБЫ ЧИСТЫ
НАМ БУДИ ЗДРАВА А ПРЕДКАМ СЛАВА!
ГОЙ!
2. Затем жрец
уступает место потворнику, который речёт:
ЧУРЫ-ПРЕДКИ В ПРАВДЕ КРЕПКИ
СТАРЫ ДРЕВНИ РОДУ ВЕРНЫ
СВЯТЫ ЧИСТЫ В ВЕРЕ ИСТЫ
В ВЕДЕ СИЛЬНЫ ОБЕРЕГ НЫ
ОТ ХУДОГО ОТ ЛИХОГО
ОТ ИНШЕГО ОТ КОЩНОГО!
ГОЙ!
3. Далее
потворник уступает место жрецу, который завершает краткую тризну словами:
ГОЙ СВЯТЫ ДЕДЫ ХРАНЯШЕ ВЕДЫ
БОРЯШЕ ХВОРИ ГОНЯШЕ БЕДЫ
ДАЖДИТЕ ДОЛИ ДА ВОЛЬНОЙ ВОЛИ
НА НАШИ ВЕСИ ПО КОНУ ЕСИ
КРЕПКИ ПОНЫНЕ В РОДОВОЙ СИЛЕ
ПО ПРАВИ СУДЬТЕ С НАМИ ПРЕБУДЬТЕ!
ГОЙ!
4. Сожжение чучелка Мары
В сказе вещем,
о Масленичную пору рекомом, поведано о сём тако:
Далее о
Масленичном Богодеянии (мистерии) скажем подробнее:
1. Вещие девы
закликают Весну с пригорков и холмов, поют песни-веснянки, особливо кличут —
протяжно «гукают» Светлую Богиню.
2. Весна
приходит с восточной либо южной стороны со Своей свитой и говорит, обращаясь ко
всем собравшимся, что не сможет войти в их круг до тех пор, пока на другой
стороне оврага стоит снежная крепость, в которой находится чучелко Морены-Зимы.
При сём
сказать нужно, что Очи чучелку «отверзают» лишь в самый последний момент перед
началом действа, дабы Навьи Очи Той, Которая владычествует в Смерти, не
вглядывались раньше положенного срока в Явь: особливые жрицы Морены, когда
приходит срок, прорисовывают Марины Очи на лице чучелка (иногда их изображают
полуприкрытыми) либо снимают с отверстых заранее Очей повязку.
3. Как
правило, снежную крепость защищает девичья ватага — Моренины потворницы, а на
штурм идёт ватага юношей — Ярилиных потворников. Иногда девицам в помощь
приходят несколько юношей в Навьих личинах.
Во время
штурма крепости следует очень внимательно и бережно относиться к завоёвываемому
чучелку, дабы невзначай не возвести хулу на Тёмную Владычицу, справедливо
карающую всяк живот за провинности и неправды его.
4. Когда
крепость взята, и чучелко Морены отвоёвано, его торжественно несут к тому
месту, где уже разложена погребальная Крада, и передают в руки Навьего жреца
либо его потворника, которые принимают чучелко непременно через рукавицы либо
спустя рукава и устанавливают его возле Навьей Божницы, расположенной с
северной либо западной стороны от Крады.
Все
собравшиеся, по желанию, подходят к чучелку по очереди и навязывают на него
особливые наузы, «привязывая» к нему тако все горести и болести прошедшего
лета. Если народу на празднике много, то Навий жрец и его потворник обносят
чучелком всё коло собравшихся.
5. Прощаясь с
Мореной до будущей зимы, потворник Навьего жреца речёт слова:
ТЫ ПРОСТИ-ПРОЩАЙ МОРЕНУШКА
КНЯГИНЯ ЛЕДЯНА ЖРИЦА ТЕМЯНА
ПО КОЛО ОТ НАС ТЫ УХОДИШЬ
ЗИМУ ЛЮТУ С СОБОЙ УВОДИШЬ
ХЛАДОМ ДНЕСЬ НЕ ОСТУДИ
РОД НАШ ДНЕСЬ НЕ ОСУДИ
УХОДИ ОТ НАС НЕ ВО ГНЕВЕ
ПОЧИТАНИЕ ЗИМНЕЙ ДЕВЕ!
ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
6. Затем слова
речёт сам Навий жрец:
УСЛЫШИ МАРА ТЕБЯ ЧТУЩИХ
ЧЕЛОМ ТЕБЕ НОНЕ БЬЮЩИХ
УРОКИ ТВОИ БЛЮДУЩИХ
ВЕЛИЧАНЬЯ ТЕБЕ РЕКУЩИХ
СО КОЛОМ ГОДА ВРАЩАЙСЯ
ВО СРОК СВОЙ К НАМ ВОЗВРАЩАЙСЯ
С НОВОЙ ЗИМОЮ НЕ СО БЕДОЮ
СО СНЕГОМ БЕЛЫМ НЕ С МОРОМ ЧЕРНЫМ
А СТАНИ ДНЕСЕ ОБЕРЕГ НАШЕЙ ВЕСЕ
УХОДИ МАРА ХЛАДНА ОТ НАС ПРОЧЬ БЕЗОГЛЯДНО
ВСЕ ЛИХА НАШИ НЕСЧАСТЬЯ-ГОРЯ
С СОБОЙ УНОСИ ЗА СИНЕ МОРЕ
ЗА КАМЕНЬ ЛАТЫРЬ ЗА ЧЕРНЫЙ ПУСТЫРЬ
ГДЕ НАВИИ ЕСТЕ А ЖИВЫ НЕСТЕ
ДА БУДЕ ТАКО ДО НОВА КОЛА
А ЗДЕСЕ НОНЕ НЕ ТВОЯ ПОРА!
ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
7. Навий жрец
и потворник переносят чучелко к Краде (отличной от общего обрядного костра, в
который ранее влагались требы Светлым Богам) и ввергают его в Огонь. Затем,
встав друг напротив друга по разные стороны Крады, поочерёдно, как бы
перекликаясь, рекут на горящее чучелко слова, поваживая при этом над Огнём
руками и водя тако Силу:
КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!
ИНОВОЙ ЖИТЬЮ НЕИСТОЙ ПРЫТЬЮ
КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!
ПОЛНОЙ МЕРОЙ КАЖДОМУ ПО ДЕЛУ
КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!
МЛАДУ МЛАДЕНЮ СТАРУ СТАРЕНЮ
КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!
КО БЛАГИМ ТИХА КО ИНЫМ ЛИХА
КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!
НЕДОЛЮ ИНЫМ ВОЗДАЙ ЗА ВИНЫ
КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!
БЕЛОЮ КОСТЬЮ ПРАХОМ ПОГОСТЬЯ
КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!
ЯВИСЯ ВО КРАСЕ А ИНЫМ ВО СТРАСЕ
КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!
ОТВЕДЬ МОРЫ-ГЛАДЫ ДА ЛИХОРАДЫ
КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!
НАС ОБЫДИ ОТ СЕГО ИЗЫДИ
КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!
УНОСИ ГОРЕ ЗА ОКИЯН-МОРЕ
КАРЬСЯ МАРА! КОЛОТИСЯ МАРА!
МАТИ ВЕЛИКА ВО ВСЕХ ОБЛИКАХ!
ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
8. И в
заключение жрец трижды речёт, а все собравшиеся повторяют за ним слова:
ОТЫДИ МАРА!
ВОССЛАВИСЯ ЖИВА!
ГОЙ-МА!
9. После этого
все участники действа, как правило, собираются на братчину
[12], где
поднимают чарки во славу Родных Богов и Предков, а также за здравие всех
сородичей своих, во Яви живот свой длящих.
И лишь радари
Морены, предводительствуемые Навьим жрецом, не участвуют в общем веселье,
удаляясь для совершения особливых радений в честь Той, Которая владычествует в
Смерти...
Слава Роду!
[Масляница,
2005]
[1] В эпоху двоеверия на Руси
9 груденя/ноября-месяца отмечали Матрёну Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на
деревьях — к морозам», «Коли на Матрёну туман — к оттепели», «Если в этот день
гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде». 21 груденя отмечали Введение
Богородицы (Марии) во храм. В народе верили, что в этот день Морена-Зима
окончательно вступает в свои права в мире Яви Земной: «На Введение зима
вводится», «Введение — ворота зимы», «Введение пришло — зиму привело».
[2] Древнерус. ны — «нас».
[3] Т.е. Врата Духовного
Ведания.
[4] Древнерус. николиже — «никогда».
[5] Мара — одновременно Живая
и Мёртвая, Девица и Старица, Умирающая и Возрождающаяся, как и Её Светоч на
небе — Луна. В начале зимы Мара юна, в конце — стара. Принимая Силу Мары — к
Ней обращаются как к Юной Деве, отваживая — называют Старухой. Истые радари
Тёмной Владычицы видят Её в образе Прекрасной Возлюбленной, иным же Она являет
Себя в образе Ужасной Старухи-Смерти с железной зазубренной косой либо с
окровавленным серпом в руках.
[6] См, напр., следующ. изд-я:
1) Влх. Велеслав. Обрядник. — М.,
2003; 2) Влх. Велеслав и др. Обрядник
Толковый. — М.: Изд. Общины «Родолюбие», 2004.
[7] Здесь: на «Ярилиной плеши»
— на холме, с которого уже сошёл снег. Не путать с Красной Горкой —
Родноверческим Святоднём, отмечаемым на Вешних Дедов в начале месяца
травеня/мая и посвящённым Памяти Предков.
[8] Крепость.
[9] Во время Масляничных игрищ
со взятием снежной крепости ватага штурмующих, молодых парней, часто появляется
как при игре в «Коняшки» — верхом друг на друге.
[10] То есть не касаясь
чучелка голыми руками, как Навью требу — дабы Явь с Навью прежде положенного
срока не мешать.
[11] Дабы вместе с ними ушло в
Навь всё то, чему вышел срок пребывания в Яви и в душах людских.