— день почитания Домового
Хозяина и принесения ему особливых треб.
В эпоху
двоеверия на Руси праздник Домового — 28
сеченя/января — совмещался с днём преподобного Ефрема Сирина. В народе
говорили: «На Ефрема Сирина — Домового
закармливают». В этот день, ложась спать, оставляют на столе чарку
хмельного, ломоть хлеба с солью, миску каши, кусочек сала и что-нибудь из
сладкого. При этом с поклоном в сторону печи говорят слова, например, такие: «Хозяин-Батюшка, побереги мой дом и мою
скотину!», «Хозяинушка-Батюшка,
хлеб-соль прими, скотинку води!» или «Домовушко-Дедушко,
всех пои-корми — овечушек, лошадушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели мягко!»
Энциклопедия
воссоздает условия жизни детей русской деревни в 19 — первой четверти
20 века. В ней прослеживается влияние многовековых традиций на
физическое, трудовое и половое воспитание детей в семье. Большое
внимание уделяется играм, с помощью которых детей готовили к взрослой
жизни, рассказывается о приобщении детей к православию и к участию в
обрядовой жизни общества. Тематика включенных в энциклопедию статей
очень разнообразна: «Бабушка и дедушка», «Мать», «Отец», «Дочь», «Сын»,
«Игры (девочек) мальчиков», «Одежда (девочек) мальчиков», «Кормление»,
«Повивальная бабка», «Крещение», «На пороге юности», «Появление души у
ребенка», более ста статей, каждая из которых сопровождается списком
литературы. В Приложении включен детский фольклор: колыбельные,
пестушки, потешки, прибаутки, ребячьи сказки, скороговорки, считалки и
пр.; описания популярных народных игр, сценарии этнографических
праздников; народное врачевание, лечебные заговоры. Авторы полагают,
что эта книга даст возможность «вспомянуть» давно и недавно забытое,
понять жизнь наших предков и взять у них для себя то, что покажется
интересным и нужным.