" />
Лавка Велеслава

  (СТРИБОГ ЗИМНИЙ) — зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле. В пору двоеверия на Руси 21 лютеня/февраля отмечали день Тимофея Весновея. В народе говорили: «Весновей теплом привечает», «Тимофей Весновей — уж тепло у дверей», «Февральские Тимофеи — Весновеи; как ни злись метелица, всё весной повеивает», «Дожить до Весновея, а там и зима не страшна», «Весновей вешнюю ярь приносит». Незадолго перед Весновеем — 18 лютеня/февраля — кланялись овсяничками (пирожками из овсяной муки) Яриле-Весеню, который, по поверьям, заставлял о сию пору петь птицу овсянку: «Покинь сани! Покинь сани!..» Птичка овсянка с желтоватым зобком и зеленоватой спинкой слыла вестницей скорого тепла.  

Подробнее...
Форум Русская традиция Родная Вера
 



Видео
Фото
Аудио
Обои

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ РОДНОЙ ВЕРЫ 
НА УКРАИНЕ
Волхвиня Зореслава.(Г.Лозко) 
Украина. Киев.


Родная Вера как форма бытовой религии жила параллельно с христианством на протяжении тысячи лет. Хотя официальная церковь постоянно пыталась уничтожить остатки языческого понимания мира и народной обрядности, отношение к язычеству не всегда было негативным. К XIX веку в среде украинской интеллигенции, прогрессивно мыслящих писателей, разочаровавшихся в идеалах христианской церкви и критически настроенных по отношению к Библии, произошло переосмысление национального прошлого и духовной культуры своего этноса.
"Руська трiйця" (М. Шашкевич, Я. Головацький, И. Вагилевич) избирают себе языческие имена и издают сборник языческой поэзии "Русалка Днiстрова" Тарас Шевченко, Иван Франко, Леся Украинка, Юрий Федькович (в последние дни жизни молился к Даждьбогу), Михайло Коцюбинський, Иван Нечуй-Левицький, - стали предтечами движения возрождения национальной религиозной культуры. Их вклад в формирование уважения к национальным духовно-культурным ценностям был чрезвычайно весомым. Через художественные произведения именно этих писателей прививалась симпатия к родной традиции среди народа.
Бурное начало XX в. пробудило национально-освободительные мысли украинской интеллигенции к поискам национальных идеалов, которые бы имели свое выражение в религии. В 30-х годах в Галичине издавалась газета "Дажбог", уже само название которой побуждало людей задумываться над этническими проблемами. И хотя над многими из них еще тяготели стереотипы мышления недавней поры, уже некоторые признаки возвращения к этническим праисточникам находим у Юрия Липы, Василя Пачовского, Олега Ольжича и некоторых других авторов, произведения которых в советской Украине были запрещены из-за их "буржуазно-националистических" взглядов.
Качественно новый этап в возрождении Родной веры начался благодаря деятельности выдающегося украинского просветителя и общественного деятеля - профессора Владимира Шаяна. Он родился в 1908 г. во Львове, а умер в 1974 в Лондоне (похоронен в Гамильтоне в Канаде на украинском родноверческом (!) кладбище).
В 1934 году В.Шаян, тогда еще молодой научный работник, стал свидетелем обряда освящения зерна перед посевом, который происходил на горе Грехит в Карпатах. В. Шаян, пораженный архаичностью ритуала, понял, что религия Предков еще жива в глубине народа, хотя и засоренная чужой идеологией. Свою задачу он видел в очищении духовной сокровищницы украинцев и возвращении Родной Веры своему народу. Этой идее он посвятил всю свою жизнь, написав немало научных философских, этнографических, лингвистических, теологических трудов, создав "Орден Рыцарей Бога Солнца".
Владимир Шаян стал основателем движения возрождения этнических религий как в Украине, так и в Европе. Он написал несколько трудов об индоевропейских религиях на английском языке, осуществил научные исследования и переводы Ригведы, а частично - Велесовой Книги. Будучи организатором и первым Президентом европейского Президиума Украинской Свободной Академии Наук в Лондоне В.Шаян издавал альманах "Свiтання" и отдельные выпуски "Ордена" (на английском языке).
Труды Владимира Шаяна опубликованы в книге "Bipa Предкiв Наших" (Гамiльтон, Канада, 1987, том 1), уже после смерти автора. В книгу вошли: "Великий Бог (вне границ науки и теологии)", "Анализ Влес Книги", "О Перуне знание тайное", "Проблема Украинской Веры" и другие. Высоким пафосом и философской глубиной отличаются статьи "Наивысший Свет" и "Наивысшая Святость", где В. Шаян исследовал онтологию и космогонию святости в Родной Вере, дал* мировоззренческое и лингвистическое осмысление понятий Сварги и Сварога. Согласно его определению сущности арийского генотеизма: "в различных Божествах наши Предки усматривали часто различные аспекты проявлений одухотворенной Вселенной, что все вместе творят единство" (с. 180). Здесь проведена аналогия украинского Богопонимания с ведическим: "различно называют поэты и Волхвы то, что есть одно" (с. 232).
В 1972 г. в Канаде (еще при жизни ученого) его ученики основали Институт им. В. Шаяна, который занимался исследованием архива мыслителя и изданием его трудов. Первая Община Родной Украинской Веры создана в Канаде в 80-х годах последователями учения Владимира Шаяна. Ее возглавляет старший проповедник Мирослав Ситник. Община имеет свою Святыню Дажбожью в Гамильтоне и поклоняется всем языческим Богам, единым в Сварге.
Идеи Владимира Шаяна проникли в современную Украину лишь во время национального возрождения начала 90-х гг. В 1993 г. под влиянием его трудов в Киеве создана Громада Украинских Язычников "Православие". Она официально зарегистрирована в Управлении религий и культов, проводит языческие богослужения (преимущественно на природе), занимается научным поиском аутентических источников Родной Веры, издает религиозную и популярную литературу. Громада считает себя наследником и правопреемником этнической (национальной) церкви, которая была официально запрещена в 988 г. и добивается официальной реабилитации Родной Веры в государственном порядке.
Основы современного языческого богословия изложены в книгах: Волховник: карбы языческого вероучения, Правослов: молитвы Родным Богам. С 1995 года издается также журнал "Сварог" - религиозно-историческое и научно-познавательное издание. Он представляет материалы: о вере наших Пращуров, о древних религиозных обрядах, о языческих культах, оберегах, печатает молитвы, песни и художественные произведения (живопись, графика, поэзия). Журнал публикует также доклады глав религиозных общин на различных конференциях, исследования о возрождении Родной Веры
и материалы в защиту прав родноверов.
Несмотря на трудности и предубежденное отношение местных властей к язычеству ныне официально зарегистрирован религиозный центр Объединение Родноверов Украины (ОРУ), куда входят Харьковская, Львовская, Черниговская, Николаевская, Каменец-Подольская, Запорожская, Хмельницкая, Полтавская и другие местные общины. Летом 1997 г. Община Родноверов г. Гамильтон (Канада) признала Киев своим духовным центром и перешла под протекторат Киевской Громады Украинских Язычников "Православие" с духовным подчинением Волхвине Зореславе.
При ОРУ создано также национально-культурное общество "Свiтовид" (как общественная организация), которое занимается популяризацией знаний о духовной культуре наших Пращуров, изучением обрядовых песен и танцев.
В честь последнего языческого князя Руси Святослава и в память 1030-летия со дня его гибели ОРУ учрежден Орден Святослава Хороброго. В ознаменование 10-й годовщины Независимости Украины к этой высокой награде были представлены выдающиеся деятели украинской культуры, которые внесли весомый вклад в развитие Родной Веры.
Летом 2002 года в жизни язычников Украины произошло еще одно важное событие - официально зарегистрирована Украинская Духовная Академия Родноверов (УДАР). Она будет готовить языческих священнослужителей. Запланировано создать два специальных факультета: богословский и жреческий. Ректор и основатель Академии - Галина Лозко.

Атеней №3-4 2003
 
 
< Пред.   След. >

Велесов Круг
Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская традиция

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца)