" />
Лавка Велеслава

— день почитания Домового Хозяина и принесения ему особливых треб. В эпоху двоеверия на Руси праздник Домового — 28 сеченя/января — совмещался с днём преподобного Ефрема Сирина. В народе говорили: «На Ефрема Сирина — Домового закармливают». В этот день, ложась спать, оставляют на столе чарку хмельного, ломоть хлеба с солью, миску каши, кусочек сала и что-нибудь из сладкого. При этом с поклоном в сторону печи говорят слова, например, такие: «Хозяин-Батюшка, побереги мой дом и мою скотину!», «Хозяинушка-Батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води!» или «Домовушко-Дедушко, всех пои-корми — овечушек, лошадушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели мягко!»

Подробнее...
Форум Русская традиция Родная Вера
 



Видео
Фото
Аудио
Обои

 

Боевой пляс в Русской традиции

Боевой пляс – это одиночная, парная или групповая форма самовыражения с ритмо-акцентным началом, определяющим вид и характер движения, в котором содержатся элементы боевой подготовки. Основных разновидности русского боевого пляса существует две.

Первая – это пляска вприсядку, раздел обыкновенной, традиционной русской мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лежа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конем, проскочить под брюхом идущей лошади подрезая ей паховину. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю.

Другая разновидность - это «ломание» или «буза».
Этот вид боевого пляса содержит элементы рукопашного боя стоя. Ломание совсем не напоминает ката , тао или другие комплексы боевых движений. Движения в ломании не являются исполнением приемов без партнера. Так же это не связки атак и защит. Боевые элементы ломания – это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской - потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно ни когда и не было установлено, приблизительно их от 7-и – до 15-и. Элементы эти соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву.
Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является не это. Ломание бузы, это ломание ритма в котором движется окружающий мир. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма мира, разрушая рамки своего привычного восприятия, и начинает видеть всё иначе, как бы со стороны. В этой пляске, так же, лучше всего тренируется «плын» – особое бузовское состояние восприятия. На фоне озорного настроения создаваемого музыкой и песнями изменив восприятие, боец тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения. В этом сочетании тренируемых качеств состоит еще одна ценность ломания в бузе, достигается цельность. Хочется подчеркнуть, что ломание бузы не является трансовым состоянием сознания по тому, что пляшущий находится в этом реальном мире, «здесь и сейчас», не уходит в «другие миры», не общается с духами подобно шаманам и не изменяет сознание, преображается только его восприятие окружающего мира. Ломаться можно как с оружием так и без.
Вкратце: В старину обряд ломания проходил примерно так: Артель (человек 50) собиралась где-нибудь на перекрестке дорог, на мосту, на холме, обычно ночью. Ночью по тому, что днём было некогда. Там встав в широкий круг, они начинали плясать, сменяя друг друга, под гармошку, бубен, гусли или балалайку. Бывало, что одновременно играло несколько инструментов. После пляски, когда музыканты уже начинали играть бузу, то выходили ломаться, сначала по одному потом парами или группами. Во время ломания начинали толкаться, пытаясь при этом сбросить толчок противника и переиграв, толкнуть самому, желательно так, чтобы соперник упал. Через какое-то время кто-то из ломавшихся не выдерживал и наносил удар, так начинался этап, который сегодня назвали бы спаррингом. Бойцы меняли друг друга, уходили из круга и выходили ломаться вновь. Вся эта процедура длилась часами (три-четыре). Несмотря на бессонную ночь, проведенную в пляске и драках, утром все чувствовали прилив сил и соснув пару часиков, шли на работу.

Буза — боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в 1990-х годах. Включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также бой с оружием.

Борьба распространенная на северо-западе Росcии, на территории современной Тверской, Псковской, Вологодской, Новгородской областей. Существовало множество названий этой однородной традиции, буза – это одно из самых распространенных. Часто отсутствовало название собственно борьбы, его просто не было и традицию в разных местах именовали по тому, как называлась боевая пляска, под которую проходило ломание, драка. Вот перечень некоторых названий боевых наигрышей, по которым называли так же и бойцовскую традицию: буза, галаниха, семьдесят четвертая, шараевка, веселого, потешного, под-драку, на-задор, скобарь, горбатого, собака, мамонька…

«Буза» было названием наиболее распространенным и, наряду с бойцовским наигрышем и пляской обозначало одновременно драку и технику боя. Этимология слова буза: в современном русском языке употребляется два слова «буза» разного происхождения. Одно – тюркское обозначающее распространенный на Кавказе вид пива. Это слово было заимствовано русскими и применялось уже как название некоторых традиционных видов русского пива. Прямого отношения к названию борьбы это слово не имеет.

Другое – славянского происхождение от корня «буз»-«буск»- «бузк». В восточнославянских языках, круг значений слов образованных от этого корня связан со значением «бить» : «бузкать» - диалектное «бить», бузовка – плётка, буздыга – дубина для драки. В западнославянских чаще со значением «бушевать»: огонь бузуе (польское), что значит: огонь бушует. Так же в восточнославянских диалектах словом «бузует» описывают процесс брожения молодого пива, клокотания кипящей воды, биение родникового ключа или народные волнения. Кратко можно ограничить круг значения этого слова в славянских языках как «биение», «бушевание», «клокотание». Довольно точно иллюстрируют этот исходный смысл слова «буза» бойцовские частушки, исполнявшиеся под драку:

Побузиться, побузиться Побузиться хочется! Молодая кровь, горячая На волю просится!
Побузиться, побузиться Побузиться хочется! А по совести сказать, Так мне побиться хочется!
Не бузи (прим. админа)

Существует интересное предположение лингвистов о том, что славянское «буск» восходит к некой индоевропейской праоснове и родственно корню «boks» - «box». В современных романских и германских языках, эта корневая основа породила название разнообразных видов европейского бокса. Таким образом получается, что буза и бокс – слова однокоренные.

ЧТО ТАКОЕ БУЗА?
В НАЧАЛЕ девяностых годов во многом благодаря широкому распространению зарубежных видеофильмов в нашей стране большой популярностью стали пользоваться различные боевые единоборства. Секции по каратэ, ушу, тэквондо, айкидо можно было встретить на каждом углу. Находившиеся в советские времена в подполье, с приходом гласности и перестройки они вылезли наружу. Не остались в стороне и те, кто предлагал заниматься исконно русскими боевыми искусствами: славяно-горицкой борьбой, спасом и многими другими. Каждый подросток считал своим долгом быть записанным в ту или иную секцию, чтобы впоследствии стать непревзойденным мастером.

Но, как говорили древние, "время лечит", и спустя всего несколько лет мода на боевые искусства прошла. Единоборствами стали заниматься не все подряд, а кто действительно этого хотел. Все-таки любая борьба — это не просто ряд приемов для драки, это прежде всего вера в себя, в своих друзей и вера духовная. Примерно на таких принципах основаны боевые искусства всех народов мира. В том числе и русские. В частности — буза.

Так что же такое буза? Это русская северо-западная воинская традиция, сложившаяся в родовых дружинах новгородских словен и кривичей. До второй половины ХХ века бытовала в деревенских артелях кулачных бойцов. Включает в себя боевой пляс, способы боя с оружием и голыми руками. С помощью этой борьбы русские воины не раз выходили победителями из сражений с половцами, татаро-монголами, затем крестоносцами, поляками, шведами и так далее вплоть до наших дней. Даже с приходом советской власти, когда русское боевое искусство, объявленное пережитком прошлого, было практически уничтожено, элементы этой борьбы переняли другие боевые системы.

МОСКОВСКИЕ БУЗНИКИ
О БУЗЕ можно говорить очень много. Самое главное здесь, наверное, что обучать бузе заочно невозможно, поскольку это система, которая передается только при непосредственном живом общении. В частности, лично мне, по случайному стечению обстоятельств, удалось вживую посмотреть, как занимается этим удивительным боевым искусством группа людей, проживающих в Москве и Московской области.

С моим провожатым Алексеем Ивлеевым мы встретились рано утром на привокзальной площади. Он ждал меня вместе со своим другом Сергеем Ивановым. И пока мы ехали на электричке, ребята рассказывали о себе, о секции, и о тех людях, которые раз в неделю, по субботам, приезжают в один из подмосковных городков, чтобы вдоволь "побузить" и "наплясаться". Они пришли сюда разными путями, но общее было у всех: буза — это то, что всем им не хватало в нашей суетной и беспокойной жизни.

Больше всего моих собеседников в дороге мучил вопрос: приедет ли на занятия один из знатоков этой старой борьбы Григорий Базлов? Но об этом позже.

НА ЧЕМ ОСНОВАНА БУЗА?
БУЗА основана на трех постулатах: православная вера, обычаи и традиции, а также методика обучения, приемы, техника. Именно в такой последовательности формировалось и формируется мышление русского воина-рукопашника. Православная вера укрепляет характер человека, помогает не бояться смерти. "Ибо нет большего подвига, чем душу свою положить за други своя". Обычаи и традиция передают уклад жизни в семье, в воспитании детей, в отношениях между мужем и женой, трудовые навыки, то есть именно то, ради чего стоит жить. Методика обучения, приемы и техника учат воина самому главному: как защитить себя, свою семью, свое Отечество, формируют особое мышление, помогающее выжить в любой ситуации. Ибо сам рукопашный бой призван помочь защитить веру, обычаи и традиции, то есть культуру нашего народа, все то, без чего он существовать не может.

В бузе как в русском рукопашном бое есть много элементов, свойственных боевому искусству: удары руками и ногами, броски (прихватки), болевые (заломы), удушающие приемы и многое другое. Опыт народа, накопленный веками, сохранялся и приумножался и в конце концов дошел до наших дней. В бузу на протяжении столетий бралось на вооружение только то, что поможет выжить в любой критической ситуации.

Как сохранилась такая богатая традиция русского рукопашного боя? Ведь никто из археологов или историков не нашел никаких документов, в которых бы описывались методика обучения, техника и приемы русского рукопашного боя. Нет книг по этой борьбе и сегодня. Эта традиция передавалась в артелях бойцов-кулачников. Из уст в уста, от сердца к сердцу, и исключительно людям, "для добра нарожденным". Корыстных и злых людей не обучали рукопашному бою.

Материалы по боевой технике бузы собирались и продолжают собираться в большой степени во время специальных этнографических экспедиций по деревням и селам Северо-Западного региона (Тверская, Новгородская, Вологодская, Псковская области), которые проводит кандидат исторических наук Григорий Базлов сотоварищи. Жители наших деревень — это не японские крестьяне из фильмов Курасавы. Это воины, солдаты и офицеры, пехотинцы, артиллеристы, разведчики, которые победили военную машину Германии, сражались с японцами и американцами. В общем, люди, знающие о войне не понаслышке. И здесь важно понимать, что с каждым годом носителей традиционной боевой культуры становится все меньше и меньше. В целом виде боевую традицию (техника, воинская этика, обрядность) узнать у одного человека уже не всегда возможно, поэтому приходится ее собирать, восстанавливать по частям. Приходится учитывать то, что за последние 70 лет предпринималось немало усилий по уничтожению самобытной народной культуры. Начиная с 20-х годов прошлого столетия за боевой пляс и рукопашный бой иногда и сажали.

ЕСТЬ ЛИ У БУЗЫ РОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ?
ДА, КОНЕЧНО, как и любое другое боевое искусство, буза имеет родственные системы. К ним можно отнести "спас", системы русского рукопашного боя Кадочникова и родовой стиль князя Голицына.

Во-первых, система боя князя Голицына может считаться таковой на том основании, что вотчина князей Голицыных находилась на северо-западе России. Она являлась совершенным вариантом северо-западного боевого искусства и формировалась преимущественно на Псковщине и Новгородчине. Буза — ведь это тоже северо-западная система. Во-вторых, имеется большое сходство. И в-третьих, самое основное — часть приемов князей Голицыных теперь входит в бузу. Здесь необходимо пояснить, что в роду князей Голицыных, по семейным преданиям, всегда все мужчины были воинами, поэтому боевой опыт постоянно накапливался в княжеской дружине, дорабатывался и совершенствовался. Князь и дружина находились в отношениях побратимства, ели вместе, тренировались, сражались. Несколько видоизменившись, замаскированная под дворовых людей дружина сохранилась в их родовой линии вплоть до революции. Боевые традиции рода Голицыных были очень богаты. Многовековой семейный воинский опыт последний потомок князей Голицыных Борис Васильевич Тимофеев-Голицын впоследствии передал двум ученикам — упомянутому выше Григорию Базлову и Дмитрию Семенову, которым посчастливилось учиться у князя. Не многие могли узнать в невысоком ветеране-инвалиде князя-воина, последнего носителя одной из лучших русских боевых систем.

Алексей Алексеевич Кадочников о бузе сказал следующее: "Нужно брать все лучшее, восстанавливая ту единую русскую систему боя, которая дала варианты боевых стилей, и то, что я даю, — и рукопашный бой князя Голицына, и буза".

НА ЧЕМ ПОСТРОЕНА БУЗА?
— ЕСТЬ четыре кита, на которых стоит буза: точность, правильность, сила и скорость. Это именно те слагаемые, по которым, как по ступенькам, можно добраться до вершин мастерства — так ответил мне на вопрос специально приехавший из Твери на занятия к московской группе один из немногих держателей секретов этой борьбы Григорий Базлов.

Мы встретили его недалеко от станции, когда шли по направлению к школе, где должна была собраться вся секция. Увидев наставника, мужики сразу заулыбались. Было видно, что они несказанно этому рады. Через несколько минут мы уже находились в спортзале, снимаемом ими в одном из

учебных заведений. Здесь находилась практически вся группа. Одетые в разные одежды — кто-то в камуфляже, кто-то в джинсах, кто-то в спортивных костюмах, а кто и в старой русской одежде — они стояли, образовав круг.

— Остальные подойдут позже, — сказал Григорий. — Присаживайтесь, посмотрите, как мы занимаемся.

Помолившись, ребята начали, как это и полагается, с разминки. В это время Базлов подсел ко мне и рассказал об основах обучения бузе.

В самом начале некоторым ученикам в течение одного года рекомендуется перестать самостоятельно заниматься силовой подготовкой (отжиматься, подтягиваться, качаться железом), то есть делать все то, что помогает достаточно быстро стать физически сильным. Это тяжелое испытание для многих. Данная работа относится к внутренней перестройке личности, благодаря которой снимаются очень многие внутренние зажимы, такие, как излишне напряженные мышцы, внутреннее желание очень быстро освоить те или иные приемы, боязнь проиграть из-за физической неподготовленности и многое другое. Именно в это время отсеиваются нетерпеливые, слишком вспыльчивые люди. Самое главное — в результате достигается состояние расслабленности тела и сознания, что очень важно при освоении своеобразной техники бузы.

Точность и правильность движений достигаются работой на сверхмедленных скоростях. Нужно не только точно попасть в уязвимую цель на теле противника, но и правильно нанести удар. Ученика обучают двигаться непрерывно, плавно, как бы перетекая с ноги на ногу (принцип непрерывности). Благодаря этому выстраивается общая культура движений. Ученику объясняют, что с партнером необходимо работать на одной скорости, то есть закрепляется принцип адекватности ответных действий. Позднее бои проходят на высоких скоростях.

Поразил очень существенный момент. Одним из наиболее важных способов передачи знаний являются сказки, в которых зашифрованы элементы бойцовского стиля. Да, именно старые народные сказки. При передаче знаний с их помощью происходит перестройка мышления бойца, привязка его новых знаний к ярким сказочным персонажам, известным нам с детства, и закрепление их с ассоциативными впечатлениями, полученными при разучивании новых принципов рукопашного боя. Например: не пустили в дверь, лезь в окно или через подпол. Расшифровка: ударил прямо, затем сбоку, а после в пах. Окно — это дыра в защите, дверь — направление фронтальной атаки, подпол — места ниже пояса противника.

Большим подспорьем в изучении бузы является совместное с занятиями рукопашным боем разучивание традиционных песен и плясок. Во время пения устанавливается дыхание. Петь необходимо в унисон, то есть отрабатывается слаженность. Во время пляса в паре отрабатываются сложные координационные движения, для которых необходимо чувство ритма, выносливость, ловкость и многое другое, что очень важно в бою.

Важную роль в подготовке бойца-рукопашника играют традиционные праздничные состязания, такие, как борьба на снегу, охотницкий бой, ножовщина и стеношные бои. И это лишь верхушка айсберга, составляющая методику русского рукопашного боя.

После вышесказанного картина начала понемногу проясняться. Увидеть, что представляет собой буза в реальном виде, захотелось еще сильнее. Тем временем группа размялась, и Григорий приступил к основным занятиям.

Первое, что вновь поразило: демонстрируемая техника бузы перекрывала по техническому разнообразию многие известные системы. Отрабатывая технику боя по отражению нападения противника с ножом в парах, ученики двигались с небольшой скоростью, четко оттачивая каждое малейшее движение. Интересно было и то, что на каждые действия у обоих спарринг-партнеров было несколько вариантов ответных действий. Но установка тренера не давала этого сделать. Поэтому через несколько повторов группа перешла к следующему учебному вопросу.

ЧТО НРАВИТСЯ В ЭТОЙ БОРЬБЕ?
БОЛЬШЕ всего удивляло разнообразие собравшегося на занятии народа. Здесь были и бывшие спецназовцы, и обычные мальчишки, еще не служившие в армии, и даже те, кто по состоянию здоровья не был годен к службе. И дрались они на равных. Захотелось спросить у каждого: что нравится им в этой борьбе, что притягивает, как она повлияла на жизнь?

Владислав Костенко, в прошлом выпускник Саратовского военного института внутренних войск, прослуживший не один год в спецподразделениях Отдельной дивизии оперативного назначения внутренних войск, участник боевых действий, ответил так:

— Когда занимался рукопашным боем, внутри была какая-то злость, сейчас она прошла, осталось только чувство опасности. Здесь необходима внутренняя духовная работа, стержень которой — служение Отечеству.

Выпускник Киевского ВОКУ спецназовец Алексей Ивлеев ответил по-другому:

— Буза близка к системе Кадочникова, но здесь нет строгих правил и определений, приемов, а есть принципы движения и тактики ведения боя. К тому же она способствует воспитанию стремления к победе.

Согласен с ним и один из участников ансамбля "Казачий круг" Сергей Прохоренко:

— Движения здесь плавные, но не сковывающие. Очень много русских традиций.

— С помощью этой борьбы можно победить противника, не причиняя ему особого вреда. К тому же в бузе очень хорошо проявляется индивидуальность, — добавил Сергей Иванов, занимающийся ко всему прочему не один год айкидо.

Юрий Серов на мой вопрос сказал следующее:

— Борьба эта — часть культуры и должна присутствовать в воспитании мальчишек. Эта система не учит человека быть злым.

Продолжил разговор бывший разведчик Юрий Саблин, недавно вернувшийся из армии:

— Буза сплачивает людей. Заставляет помогать друг другу, заботиться. Учит находить верные решения в нестандартных, постоянно меняющихся ситуациях, не теряться, не зажиматься, а действовать.

БУЗА — БОЕВОЙ ПЛЯС!

ЧТОБЫ группа немного развеялась и отдохнула, а также для поднятия боевого духа после отработки приемов в парах тренер предложил сплясать. Ученики встретили его предложение бурной овацией. Построившись в круг, под звуки русских народных инструментов мужики затянули песню, в это время в центре, сменяя друг друга, по очереди начали танцевать вприсядку.

Боевой пляс вприсядку был распространен по всей Руси. Изначально техника приседаний существовала в двух проявлениях: как способ боя и как боевой танец. Способы боя вприсядку были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей. В пеших схватках бой вприсядку был актуален для воина, упавшего на землю, оказавшегося в одиночку против многих противников, в тесноте или в темноте. В уличных драках на укатанном снегу бойцы часто поскальзываются и оказываются на уровне "ползунка", откуда удобно бить и особенно подсекать стоящего на скользком противника. Такая манера боя требовала хорошей физической подготовки и была очень энергоёмкой, поэтому её применяли как тактический элемент боя, чередуя с экономной техникой, хорошо известной сейчас по современным (не выдуманным) системам русской борьбы.

Необходимые специфические для такой манеры боя двигательные навыки, особенно выносливость и тренированность, мужчины вырабатывали, постоянно практикуясь в плясе и бойцовских состязаниях. Обычно состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее, для ловкости и координации. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, естественно, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров, большой популярностью он пользовался в артелях кулачных бойцов. Стоя удары наносились преимущественно ногами, так как руки были заняты холодным или огнестрельным оружием (его, безусловно, тоже пускали в ход). Именно поэтому в пляске вприсядку работе ногами уделяется больше внимания.

Боевой пляс вприсядку был унаследован и Красной Армией. Правила смотров и состязаний остались неизменными, правда, движения были сильно "причёсаны". Другое дело — пляски на праздниках и на фронте. Это была не только тренировка тела и повторение способов боя, трудно переоценить воздействие музыки и пляски на боевой дух бойцов. Прадедовская традиция превращала измученных солдат в чудо-богатырей, зажигала в сердцах бесстрашие и задор. Не случайно Твардовский посвятил целую главу гармони и пляске на фронте в повествовании о Василии Теркине.

Безусловно, когда плясать приходилось в снегу или грязи, то прыжки и "ползунки" не делали, оставались лишь приемлемые для обстановки коленца, но дух боевого пляса, воинский задор не убывали. Пляской разминали затёкшие в окопах ноги, грелись на морозе, снимали предбоевое напряжение.

…После пляса настроение в группе стало совсем другим. Во-первых, все немного растряслись, раззадорились и были готовы к новым испытаниям. Во-вторых, по словам ребят, после таких танцев многочасовая усталость прошла мгновенно, как будто ее и не было.

Следующим этапом подготовки был спарринг. Вот здесь-то каждый и смог показать, на что он способен. В принципе это был тот же самый боевой пляс, только не в одиночном исполнении, а в парах. Снова зазвучала музыка, и бойцы схватились в борьбе. Только движения не были такими медленными, но и не стали грубее. Плавно делая одно движение за другим, удар за ударом спарринг-партнеры продолжали драться, сменяя друг друга. Так же, как много лет назад на фронте и в тылу, в деревнях и станицах это делали настоящие русские мужики.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

— НУ, КАК вам? — спросили меня "бузники" в перерыве между занятиями.

Увиденное действие удивляло и радовало. Но почему-то создавалось впечатление, что подобное где-то уже было. Да, точно.

— По-моему, очень похоже на капоэйру. Только вместо негритянских ритмов — русские народные. А так движения очень схожи.

Оказалось, что в этом я не ошибся. Буза действительно похожа на бразильскую народную борьбу, которая, в отличие от нашей, более разрекламирована благодаря видеофильмам и передачам на телевидении.

Приблизительно в 20-30х годах началось разделение плясовой традиции, на две или даже на три части.



О боевом народном танце
Создавая плясовые ансамбли и хоры, культпросвет работники выхолащивали живую танцевальную традицию, удалив из неё импровизацию и игровой элемент. Пляска и танец перестали быть игрой и развлечением участников, теперь они были призваны развлекать зрителей. С уходом умелой спонтанности, в сценический народный пляс пришёл сценарий. Действия плясунов стали жёстко регламентироваться, а это убивало инициативу, а вместе с ней и заразительность, плясовой азарт. Тем не менее, танец требовалось сделать зрелищем и по этому, движения плясуна стали оттачиваться, наподобие китайских тао-лу, японских ката или западноевропейского балета. Стали доминировать акробатические "прыжки" и "ползунки", "колёса" и "вертушки". Исполнение этих непростых элементов требовало хорошей физической подготовки танцора и специального обучения у уже умеющего так плясать ветерана. Так появилась Советская школа сценического народного танца, а внутри неё неофициальная, но очень нужная, для культпросвета, школа плясовой акробатики. В этих неофициальных школах, передаваясь от наставника - ученику и сохранились реальные боевые акробатические элементы мужского восточнославянского пляса.
В деревенской народной традиции мужская хореография продолжала существовать, как бы, на "нелегальном" положении.
Отправляемые в деревенские клубы, специалисты культпросветчики, всячески пытались переделать реальную народную пляску и танец. Они ничего не понимали в ней и только отчётливо замечали огромную разницу народного танца с тем стерилизованным "культурным" "народным балетом", которым планировалось разрушить (и почти удалось) народный танцевальный обычай.

Такие боевые танцы, как Буза и другие подобные, назовём их условно "под-драку", сохранились не меняясь. Пляске "под Русского" повезло меньше, прежде всего из-за войны. Такой элемент как пляска в присядку начал стремительно исчезать сразу после войны. Плясать в присядку, да с прыжками, ползунками, вертушками - сложно, надо уметь, а плясунов повыбило. Вдобавок, к этому времени начали, также, сказываться результаты диверсионно-культурной программы работников культпросвета. Со сцен клубов и позднее с теле- и киноэкранов, на видеомоторном уровне, русским вдалбливали хореографию инопланетных пришельцев, выдавая её за "настоящую народную культуру". Каждому собирателю фольклора приходилось сталкиваться с разрушительным влиянием этой марсианской культуры, как на народных исполнителей, так и на зрителей.

Другая проблема сохранения боевой мужской хореографии стала очевидна лишь в конце девяностых годов. Перенимая живую народную культуру пляса, фольклористы сталкивались, как правило, с пожилыми плясунами. Большинство из них физически не могли исполнить многие сложные элементы мужской пляски. У многих фольклористов начало складываться неверное представление о том, что акробатика в пляске - это придумка культпросветчиков, называемых на жаргоне собирателей фольклора "клюква" или "айтудрица". Наши экспедиционные опросы формируют устойчивое мнение, что прежде, когда плясуны были молоды, такие пляски как Русского, Барыня и, в несколько меньшей степени, Буза изобиловали сложными акробатическими элементами. Казалось бы, чего проще: взять, сохранившуюся в сценическом танце, плясовую акробатику и применить её в живой фольклорной пляске?

Есть трудности. Большинство фольклористов не знакомы с этими элементами и им не у кого, негде их перенять. Многие физически не подготовлены для овладения сложными "коленцами" и по этому продолжают настаивать на том, что прыжки, колёса, ползунки и т.п. вообще чужды живой русской пляске.

Третьим серьёзным барьером в изучении мужской боевой пляски, является необходимый уровень (для исследователя) национальной бойцовской подготовки.

Третье ответвление мужского пляса было неразрывно связанно с традицией северо-западного рукопашного боя. Это боевые танцы выполнявшие функцию бесписьменного способа передачи прикладной информации. Отобранные этносом, на протяжении веков, наиболее удобные для боя движения, передавались пластически, вместе со способом дыхания и звукоизвлечением, на фоне особого психофизического состояния. Большинство элементов боевого пляса имеют прикладной боевой смысл. Их неосмысленное повторение приводит к неизбежному искажению плясового архетипа, пластики и смысла танца. К сожалению, по причине неподготовленности, в этой области народной культуры, собирателей этнологов-фольклористов, отечественная наука располагает недостаточным количеством аудио и видео материалов по боевому плясу и по его боевым элементам. Их просто не искали или искали неумело.

Выводы:
1. В сценическом танце сохранилась традиция исполнения боевых элементов мужского восточнославянского пляса. Очистив их от театральной вычурности (тянуть носок, разворачивать плечи и т.п.) необходимо использовать их как в мужском танце, так и в прикладной акробатике отечественного рукопашного боя.

2. Собиратель мужской хореографии, должен быть образован как этнограф-фольклорист, владеть основами отечественного рукопашного боя, быть физически подготовлен для освоения сложных "коленцев" прямо "в поле".

3. Разделившаяся в 20-30х годах, традиция мужской хореографии, начинает снова восстанавливаться, для исследователей и практиков мужского пляса начинается интересная эпоха открытий и успехов. Всё возвращается "на круги своя". 

 
< Пред.   След. >

Велесов Круг
Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская традиция

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца)