Лавка Велеслава

  (ВЕЛЕСА ЗИМНЕГО) - с вятодень, когда встречают Велеса в Его Зимнем обличии — в образе Деда Мороза. В пору двоеверия на Руси 6 стуженя/декабря отмечали день Николы Зимнего, за которым следовали Никольские морозы.

Подробнее...
Группа Славянская Традиция
 



Видео
Фото
Аудио
Обои

  Издревле в ночь на Купалу (с 23 на 24 кресеня) на берегах водоёмов разжигали священные костры, через которые прыгали парами, взявшись за руки, парни и девушки[3]. Пускали венки по воде, собирали волшебные травы и коренья, искали чудодейный Жар-цвет, а поутру купались в целебной росе... Накануне Купалы отмечали день Аграфены (Агриппины) Купальницы, или Аграфену — Лютые Коренья (23 кресеня/июня). Этот день считался началом купания, хотя при тёплой погоде, конечно, начинали купаться гораздо раньше, ибо одни лишь пожилые люди избегали купаться до сей поры, о чём и говорили в народе: «На Аграфену Купальницу старики закупываются[4]». Тако же считали, что некоторые волховские рощения, а особенно коренья, обретают о сию пору лютую (то есть злую) силу.

 
[1] Обычно празднуется, когда Солнце «на птичий нос» переходит за точку Солнцеворота.
[2] Согласно «Евангелиям», Иоанн Креститель (чьё имя происходит от иудейск. Иоханан — «Яхве помиловал», или «Яхве благословил») был суровым аскетом, поэтому его имя вряд ли подходит для названия такого жизнеутверждающего и любвеобильного Славянского праздника, как Купала. (У Славян было имя Иван — с ударением на первый слог — от названия дерева ивы.)
[3] Купальский костёр, через который прыгают пары, называется Купальцем и должен отличаться от священного Огня на Капище, предназначенного для принесения треб Родным Богам, прыгать через который — считается хулой на Богов.

[4] То есть начинают купаться.

 
Купала

  Купала — один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солнцевороту. Празднуется в ночь на 24 кресеня/июня-месяца, когда Солнце «на птичий нос» переходит в следующее Полуколо года, начиная «катиться вниз» — отмыкая путь своего нисхождения к зиме. Рекут, на Купалу Отец-Небо соединяется в любовном союзе с Матерью-Землёй, Явь — с Навью, Огнь — с Водой, а Муж — с Женой. Во Святодень сей Солнце находится на пике своей Огненной Мощи, Земля отдаёт людям сокрытые в ней чудесные клады, целебные травы и коренья входят в свою полную силу, а вода таит в себе великое Волшебство... Зачин Купальскому обрядиву кладётся после полудня — ближе к вечеру, когда на Капище соберётся весь честной народ, и волхв, выйдя посередь круга да поклонившись на все-то четыре стороны света белого, речёт:

  ЗДРАВЫ БУДЬТЕ ЛЮДИ ДОБРЫЕ! СЕГОДНЯ У НАС СВЕТЕЛ ПРАЗДНИК ЧЕСТНА КУПАЛА!

 А ЧТО СДЕЛАНО ТО ПРОПАЛО[1] ДНЕСЬ НАМ НЕ СЕЯТИ А НЕ ЖАТИ ДНЕСЬ НАМ ЗВОНКИ ПЕСНИ ПЕТИ ДА СЛАДКИ МЕДЫ ПИТИ

А ЧЕСТНУ КУПАЛУ СЛАВИТИ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА! МАТУШКЕ СЫРОЙ ЗЕМЛЕ СЛАВА! 

 ПОДЫМИМСЯ МЫ НА ГОРУ ВЫСОКУ ЗАПАЛИМ МЫ ОГНИ ГОРЮЧИ ПОКАТИМ КОЛЕСА ОГНЕННЫ ДА ВО БЫСТРЫ ВОДЫ БЕГУЧИ КАКО СОЛНЦЕ УТРОМ НА ГОРУ ВЗДЫМАЕТСЯ КАКО ВВЕЧЕРУ СО ГОРЫ СКАТАЕТСЯ

ГОСУДАРЫНЕ ВОДЕ СЛАВА! НАИПАЧЕ ЖЕ ТРИСВЕТЛОМУ СОЛНЦУ СЛАВА! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!  

 УЖ ТЫ ЕСИ МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ БУДИ ТЫ ВОВЕК СИЛУШКОЙ ПОЛНА БУДИ ТЫ ВОВЕК К НАМ ЩЕДРЫМ-ЩЕДРА ЗАРОДИ ТЫ ЖИТА ВО ПОЛЮШКЕ ВСЯКОГО КОРЕНИЯ ДА РОЩЕНЬЯ СОХРАНИ-СБЕРЕГИ ТЫ НАС ВО СВОИХ ПАДЯХ НА ХОЛМАХ ДА НА ПЕРЕПУТЬЯХ НЕ ДАЖДИ В ПУТИ ОБ НЕДОБРО ПРЕТКНУТЬСЯ ОТКРОЙ НАМ КЛАДЫ СВОИ ЗАВЕТНЫЕ СИЛУШКУ СВОЮ ДРЕВНЮЮ ВЕЛИМОЩНУЮ ЧТО ДОРОЖЕ ВСЕГО ЗЛАТА ДА СЕРЕБРА ДАЖДИ НАМ ТВОИМ ДЕТЯМ ПО ПРАВДЕ ЖИТИ ПОДОБРУ БЫТИ ДОБРО ТВОРИТИ ВО ДОМАХ ЛАДИТИ А ДЕТЕЙ РОДИТИ ЧЕСТНЫМ ТРУДОМ СВОЙ РОД ВЕЛИЧАТИ ДА ТЯ НАША МАТИ ВОВЕК СЛАВИТИ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

  УЖ ТЫ ЕСИ ГОСУДАРЫНЯ ВОДА КАК БЕЖИШЬ ТЫ БЕЗ ЗАСТАВЫ ДА БЕЗ ПРЕГРАДЫ ХЛЯБЯМИ НЕБЕСНЫМИ ДА ЗЕМНЫМИ ДА ПОДЗЕМНЫМИ ТАКО ЖЕ К НАМ ПРЕЧИСТАЯ ПРИХОДИ НАШИ НИВЫ ДА ЛУГА ОСВЯТИ ПРИНОСИ С СОБОЙ ТЫ РОСЫ МЕДВЯНЫЕ В ПОЛНУ СИЛУ ВСЯКИМ ТРАВАМ ДА РОЩЕНЬЯМ А ПОЙДУТ ВО ТЕМНУ НОЩЬ ЖЕНЫ ВЕЩИЕ А СБЕРУТ ТЕ ВОЛШЕБНЫ ТРАВЫ ДА РОЩЕНЬЯ БУЙНЫМ ВЕТРАМ НА УСМИРЕНИЕ ЯРУ ЖИТУ НА СОЗРЕВАНИЕ КРАСНЫМ ДЕВУШКАМ ВО ЛЕПОСТЬ А ВСЕМ ДОБРЫМ ЛЮДЯМ ВО ЗДРАВИЕ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!  

 УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ КРАСНО СОЛНЫШКО СВЕТ-ДАЖДЬБОЖУШКО ТЫ НАШ ДЕДУШКО ХОДИШЬ ТЫ ВО СВОЕМ ДОМУ ВО СВОЕМ ЗЛАТОВЕРХОМ ВО ТЕРЕМУ ТЫ РАСЧЕСЫВАШЬ ЧАСТЫМ ГРЕБЕШКОМ СВОИ КУДРИ ЗЛАТЫЕ-РУСЫЕ А КАК ВЫЙДЕШЬ ТЫ НА ЗЛАТО КРЫЛЬЦО ОСЕДЛАЙ КОНЯ ЗЛАТОГРИВОГО ПОСКАЧИ НА НЕМ ПО СВЕТЛЫМ ЛУГАМ ВОЗНЕСИСЬ НА ГОРУ ВЫСОКУЮ А ГОРА ТА ЕСТЬ МАТИ ВСЕМ ГОРАМ А НА НЕЙ СТАР-ДУБ ОТЕЦ ВСЕМ ДУБАМ РАЗМЕЧИ ЛУЧИ ТЫ ВО ВСЕ КОНЦЫ КЛИКНИ ГРОМКИЙ КЛИЧ ВО ВСЕ СТОРОНЫ ТВОИ ВНУКИ НА КЛИЧ ТОТ ОТКЛИКНУТСЯ НА ХОЛМЫ НА ГОРЫ ВЫСОКИ ПОДЫМУТСЯ КО НЕБУ ВЗМЕТНУТ ДЕСНИЦЫ СО СЛАВОЮ СВЕТУ ТВОЕМУ ВСЕ ПОКЛОНЯТСЯ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

  ГОЙ ЩЕДРЫМ-ЩЕДРА ТЫ ЗЕМЛЯ-МАТУШКА! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА! ГОЙ ЧИСТЫМ-ЧИСТА ТЫ ВОДА-МАРУШКА! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА! БОЖСКОЙ СИЛОЮ СИЛЬНЫ ТРАВЫ ВЕЩИЕ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА! БУДЬТЕ ЗДРАВЫ ДА ВОЛЬНЫ ЛЮДИ РУССКИЕ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА! СЛАВНЫ БУДЬТЕ СВЕТЛЫЙ ЯР СО КУПАВОЮ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА! ГОЙ ТРИСЛАВНО БУДИ СВЕТ-СОЛНЦЕ КРАСНОЕ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

  К сему времени уже должны быть готовы — сделаны-припасены заранее: дрова да факелы для костров, венки из трав сильных да цветов, просмолённое колесо от старой телеги (либо восьмиконечное коло, сплетённое здесь же из веток и обмотанное просмолённой паклей), а тако же всевозможные верные обереги для нощного-тайного волхования и всё иное — для праздничного деяния... После зачина волхвы прилюдно рекут славы и приносят должные требы Светлым Богам на Капище (подробнее о сём — см. наш «Урядник Малый»). Через какое-то время, уже после наступления сумерек, кто-то из волхвов, в окружении малого круга вещих дев и людей сведущих, идёт к реке либо озеру, где, обращаясь к Ящеру — Владыке Подземья, речёт:

 РАЗЫДИТЕСЬ ТУМАНЫ СЕРЫЕ НАД ПУЧИНАМИ ВОД ТЕМЯНЫХ НОЩИ ВЕЩЕЙ ПУТЬ В МИР ОТВОРИТЕ ПОД ЗЕМЛЕЙ ШЕВЕЛЬНИСЬ-ПРОБУДИСЬ ЯЩЕР-ЗМЕЙ ВЕЛИК ЗЕМЛИ ДЕРЖАТЕЛЬ ВЕЛИКИЙ СОТРЯСАТЕЛЬ ЯВИ СВОЙ ЛИК! ГОЙ!

  Затем — приносит Ему требу хлебом и зерном, речёт:  

 ЩУРОВЕ-ЯЩУРЕ ЧЕРЕН ДА ГОЕН СОЛНЦЕ НОЩИ ВЛЕКУЩИЙ КОРНИ ДРЕВА ГРЫЗУЩИЙ ЗЕМЛЮ ТРЯСУЩИЙ ВО НАВИ СУЩИЙ ВОДЫ ТВОИ ГЛУБОКИ ПОЛЯ ТВОИ ШИРОКИ ЗЕМЛИ ТВОИ ОБИЛЬНЫ БОГАТСТВА ТВОИ ДИВНЫ ВО НОЩИ СТАВШИЙ ОТ ВЕКУ ХРАНЯЩИЙ ОГНЕННУ РЕКУ ЗЕМЛЕЮ ЧЕРНОЙ РАСТУЩИЙ ВЕДУ ДРЕВНИХ БЛЮДУЩИЙ ХРАНИ ЧТО РОДОМ ОТМЕРЕНО ВЕРШИ ЧТО РОДОМ ПОВЕЛЕНО ИЗ ТЛЕНА ЖИВОТ ДАРУЙ В НОВЕ ДА МИЛУЙ В ПОСМЕРТНОЙ ДОЛЕ! ГОЙ!

  После чего вещие девы кланяются Ящеру женской фигуркой, вылепленной из пресного теста, рекут:  

 БАТЮШКА ЯЩЕР ВОТ ТЕ НЕВЕСТА ДЕВА ИЗ ТЕСТА ЛЕПА МИЛА ТЕЛОМ БЕЛА ПРИМИ ЕЕ ВО ЧЕРТОГ СВОЙ ЛЮБИ ЕЕ ГНЕВ СВОЙ УСПОКОЙ! ГОЙ!

  Народ же тем временем собирается коло Лелиной Берёзки, заранее срубленной, украшенной лентами разными да лоскутами красными, установленной посредь поляны либо иного какого ровного места — на малом-невысоком холмике. (Срубая берёзку, виноватые корятся Дедушке Лешему, непременно принося ему искупительные жертвы.)

Под Берёзкой устанавливают Яруна (того самого, коего привёз в своё время Ярила Вешний), либо — тут же сплетённую из соломы куклу Ярилы с ярко выраженным мужским достоинством — гоем, искусно вырезанным из дубового сука и окрашенным в красный цвет. Водят вокруг Берёзки хороводы, поют песни, парни выкликают девушек на пляс посередь круга — коло Берёзки-Лели да Гоя-Ярилы. Внезапно кто-то из плясунов опрокидывает Яруна. Хоровод сразу же останавливается, коло размыкается, а буйное веселье сменяется притворным девичьим плачем и женскими причитаниями: — Помер Ярила наш! Помер! Не встанет Он больше! А какой Он был хороший да пригожий, какой был справный да славный! Что же нам делать без Тебя? Без Тебя-то и жизнь не жизнь! Приподнимись хотя б на часочек! Без Ярилушки мы все — сиротинушки!.. И т.п.

 Пока девы да жёны плачут да причитают, парни да мужи приносят носилки, на кои Яруна водружают да несут «во Ино» — Велесу на помины. Несут его коло поля, а то ещё и поболе. Там, на той стороне, где несёт свои воды река, простираются Велесовы (Навьи) Луга. Там идуших встречает Бер Косматый — Сам Бог Волохатый. Вопрошает их: — Кто вы, гости незваные? Куда и откуда идёте? Кого по-за мрое[1] несёте? Идущие отвечают: — Гой Ты, Бер Косматый, Боже наш Волохатый! Несём мы Сына Твово — Ярилушку Самого! Волохатый — грозно: — Что же с Ним сталось? Идущие: — Помер Ярила! Волохатый: — Како ж сие приключилось? Идущие — виноватым голосом: — Бабы наши Его уморили! Волохатый — гневным голосом: — За то — нет вам пути далее! Видя, что дальше не пройти, народ пытается откупиться от Волохатого Стража, предлагая Ему поочерёдно: злато-серебро (горсть мелких монет) — от мошны; затем ярое зерно, Семя Богово — от Родной Земли; а напоследок песню звонкую, песню славную — от чистого Сердца! Приняв сии дары, Волохатый Страж сменяет Свой гнев на милость и пропускает идущих — всех, кроме «виновниц» смерти Ярилы, кои возвращаются обратно, оставляя мужей одних завершать начатое обрядиво.

Мужи, продолжая ход коло поля, подносят Яруна к заранее приготовленной Краде, на кою и водружают его, разоблачась по пояс либо донага.

Возжигают Огонь. Всем действом заправляют шутейные «волхвы», творя весь погребальный обряд как бы «задом наперёд». После того, как Крада прогорела, и от Яруна остался один лишь прах, его осторожно собирают и в особом сосуде несут «хоронить» в поле, предварительно обсыпав «могилу» зерном и облив изрядно пивом либо мёдом. Предав прах Земле, мужи чествуют Ярилу хмельным мёдом да крепким (матерным) словом, зорко следя за тем, чтобы никто из женской половины ни зрел, ни слышал сего, ни явно, ни притаившись где-нибудь невдалеке...

Пока продолжаются «похороны» Ярилы, девы вновь собираются коло Берёзки, где творят свои таинства, не допуская к оным парней, поют песни и водят хороводы. По завершении же обряда «похорон», парни, воссев друг другу на плечи, как при игре в «коняшки», совершают «набеги» на девичий хоровод (конечно, не в полную силу), стараясь отнять Берёзку, кою девы усердно защищают. Всё деется со смехом, с весельем и без чрезмерной «воинственной» ярости. Как правило, после третьей попытки парням удаётся захватить Берёзку, кою они сразу же волокут к реке — топить. При сём — рекут:  

 ХОДИЛИ ДЕВУШКИ КОЛО МАРУШКИ КОЛО МАРУШКИ КОЛО КУПАВУШКИ КОЛО КУПАВУШКИ СУПРОТИВ ЯРИЛУШКИ ЯРИЛСЯ ЯРИЛА ДА СТАЛ БЕЗ СИЛ КУПАЛСЯ КУПАЛА ДА В ВОДУ УПАЛ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!  

 Затем все вместе собираются у приготовленного загодя Купальца (большого Купальского костра, сложенного из цельных дерев — в три и более человеческих роста, посередь коего врывается в землю, подпираемый со всех сторон рогатинами, «ост» — высоченный шест, к самой вершине коего привязан Огнич — большой пук соломы либо сухих еловых веток). По слову жрецов, рекущих заговоры-славления Огню, Купалец возжигается от Живого Огня, добываемого трением. Весь народ встаёт в хоровод коло него. Пока костёр разгорается, волхвы рекут славы Купале:  

 ГОЙ КУПАЛА КРАСЕН СТАНЬ ДО НЕБА ЯСЕН ОГНЕЦВЕТ ИСКРЯЩИЙ ВО НОЧИ ГОРЯЩИЙ ПАПОРОТЬ-КУПАВА ОПРЯДИСЬ ВО СЛАВУ КОПНЫ ЖИТА ЗОЛОТОГО КОТЛЫ ПИВА ХМЕЛЯНОГО ДЛЯ НОЧИ ЧУДЕСНОЙ ДЛЯ СЛАВЫ НЕБЕСНОЙ КУПЫ МНОГИ СОТВОРИТЕ РОДУ ПРИБЫТОК ЧИНИТЕ НАЧАТИ РАДЕНЬЕ РОДУ ПРОСЛАВЛЕНЬЕ НАЧАТИ КУПАНЬЕ РОДУ ВЕЛИЧАНЬЕ! СЛАВЬСЯ САМ КУПАЛЕЦ ВЕЛИКОЙ УДАЛЕЦ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

  Если последние слова славления придутся на вспышку Огнича над разгоревшимся Купальцем — сие считается благим предзнаменованьем и чествуется всеобщим славлением, выкликаемым троекратно, как бы единым гласом: — Гой, Купала! Слава! Слава!! Слава!!!

 Здесь же в Огонь ввергают чучелко Морены-Смерти, приготовленное вещими девами заранее. После сего волхвы творят различные обережные обряды, и хоровод начинает кружиться с новой силой... Позже, уже в глубокой ночи, от Купальца возжигается Огненное Колесо, кое затем скатывается с горы либо берега реки вниз — так, чтобы оно непременно закатилось в воду:

  КОЛО ЯРИ! МАРУ ПАЛИ! ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

  Когда Купалец прогорит и порядком осядет, вокруг него начинаются всеобщие весёлые игры и выбор суженых. Девушки выбирают парней, хлопая своего избранника ладонью по плечу, а затем убегая от него. Если парень бросается вдогонку, значит девушка мила его Сердцу. Догнав, он ведёт её к Костру, через который они затем вместе прыгают, взявшись за руки. Если при сём прыжке их руки не расцепятся, значит их пара состоялась. Тогда они обмениваются венками и оставшуюся часть празднества проводят вместе... Затем наступает пора песен у костра, купания в реке (как правило, купаются полностью обнажившись — парами), пускания венков с огнями по воде и гаданий, поиска Папоротника-Огнецвета, катания по росе — во здравие да во красу, сбора целебных трав, Любви, частных треб Родным Богам, одиночных радений и прочего... Завершается празднество с рассветом — встречей-славлением Трисветлого Солнца:

  НА ВОСТОКЕ СОЛНЦЕ ВСТАВАЛО СОЛНЦЕ ВСТАВАЛО СВЕТ РАЗЛИВАЛО НА ЛУГА НА НИВЫ НА ЛЕСА НА РЕКИ НА СВЯТЫ КАПИ НА ГРАДЫ НА ВЕСИ ГДЕ СОЛНЦУ СВЕТИТИ ТАМ ЗЕМЛЕ РОДИТИ ТАМ ЛЮДЯМ ЛАДИТИ ВО ПРАВИ ХОДИТИ ДАЖДЬБОГ ДЕД НАШ СВЕТА ДАРИТЕЛЬ СВЕТА ДАРИТЕЛЬ ПРАВДЫ ХРАНИТЕЛЬ ТОБОЙ СОЛНЦЕ СВЕТИТ ТОБОЙ ЗЕМЛЯ РОДИТ ТОБОЙ ЖИТО ВОСХОДИТ А В ДОМ ЛАД ПРИХОДИТ ОТ ТЕБЯ ПРАВДА УТВЕРДИЛАСЯ ОТ ТЕБЯ ВСЯ РУСЬ НАРОДИЛАСЯ СЛАВУ ПОЕМ СОЛНЦУ-ДАЖДЬБОГУ СЛАВУ ПОЕМ ДЕДУ НАШЕМУ! СЛАВА! ГОЙ!  

 

Слава Роду!   [2001 – 2002]

 

  

 
 [1] Речь идёт об обрядовом запрете на работы в день праздника.
 
 [2] По-за смертью.

 

Купала

 

Жарким пламенем костры, Гой, Купала, гой, Купала! Силой Солнца зажжены, Гой, Купала, гой, Купала! Ходим, водим хоровод, Гой, Купала, гой, Купала! С песнями по Солнцу ход, Гой, Купала, гой, Купала!..  

  1. Предисловие

  ...Веками и тысячелетиями по всему Арийскому миру от Скандинавии до Индии загорались в ночь Летнего Солнцеворота на холмах священные костры, разложенные руками наших Предков. Всю ночь напролёт ярым пламенем пылали их огни, и возносились ввысь к Небесам песни и славления Великим Богам от Сердец человеческих, и Боги слышали их. Разными Именами называли люди Великих Богов, на разных языках рекли Им свои славления, но обращались они к одним и тем же Силам, и потому понимали друг друга без слов, и Боги пребывали с ними. Восточные Славяне, верви чьих Родов ныне мы во Яви длим, издревле называли сей светлый праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту, Купалой. От веку славили честные Предки наши Богов Родных во Святодень сей — и нам тако же деять заповедовали.

Потому и ныне — как прежде — пылают в Купальскую ночь на вершинах древних холмов священные костры, и славят — как прежде — люди русские Исконных Богов своих, и Боги слышат их и пребывают с ними.

   2. Купала: общие сведения   

 Праздник Купалы — один из древнейших и важнейших Святодней Кологода. Это время, когда Солнце входит в полную свою силу, когда мужское начало в Природе соединяется с женским: когда Небо соединяется с Землёй, огонь — с водой, а день — с ночью. Издревле Славяне почитали праздник сей, славя Всесущего Всебога — Всеотца Рода и Всеживую Матушку Природу, Родных Богов и Предков своих, силы Земные и силы Небесные — силы ведомые и силы неведомые. Праздновалась Купала после того, как Солнце «на воробьиный скок» перейдёт за точку летнего Солнцеворота — в ночь с 23 на 24 месяца кресеня/июня[1]. Сам Солнцеворот чествовался сведущими людьми особливо[2], народные гуляния же начинались после. Особенно в народе почиталась Купальская ночь — время, когда открываются врата Яви и Нави, человечьим языком говорят деревья и животные, а травы наполняются волшебной силой...

В христианское время церковники приурочили к Славянской Купале свой праздник — день рождества Иоанна[3] Крестителя. Отсюда и пошло нелепое словосочетание, дожившие до наших дней: «Иван Купала».

Любопытно отметить, что в некоторых местах бытовало другое название праздника: «Ведьмин Иван», «Иван Колдунский» или «Иван-Ведьмак»... В XVII в. некий иконописец Григорий, повествуя о народном праздновании «Ивана Купалы», писал, что люди «всю ночь бесятся, бочки дегтярные зажигают и з гор катают и венки зажегши скачут. Тако же ведунов много, и свадьбы без них не могут отправити».

В Синопсисе Гизеля (Киев, 1679) написано:

«Пятый идол Купало, его же Бога плодов земных быти мняху и ему... благодарения и жертвы в начале жнов приношаху. Тогожде Купала Бога... и доселе по некиим странам Российским ещё память держится; наипаче же в навечерия Рождества св. Иоанна Крестителя собравшийся в вечеру юноши, мужеска, девическа и женска полу, соплетают себе венцы от зелия некоего и возлагают на главу и опоясуются ими. Ещё же... кладут и огонь, и окрест его емшеся за руци, ...ходят и скачут и песни поют». Густынская летопись (XVII в.) сохранила описание обрядов Купалина дня: «Сему Купалу-бесу ещё и доныне по некоих странах безумныи память совершают, наченше июня 23 дня, в навечерие Рождества Иоанна Предтечи, даже до жатвы и дале сицевым образом: с вечера собираются простая чадь обоего полу и сплетают себе венцы из ядомого зелия или корения и, препоясавшиеся былиём, возгнетают огнь, инде же поставляют зелёную ветвь и, вземшеся за руце, около обращаются окрест оного огня, поюще своя песни, …потом чрез оный огнь перескакуют» (ПСРЛ[4]. Т. 2. С-Пб., 1843. С. 257).

 Ещё в начале XVI в. церковные власти требовали запрещения народных игрищ в этот день (см., напр., послание Памфила, игумена псковского Елеазарова монастыря, псковскому наместнику и властям о прекращении народных игрищ в день Рождества Иоанна Предтечи (1505 г.) // Дополнения к Актам Историческим. Т.1. СПб., 1846. С. 18-19, №22). В русских деревнях и по сей день можно услышать от стариков, что после «Ивана Купалы» снимаются запреты на купание, на заготовку целебных и иных трав и рощений, что после сего дня змеи перестают жалить, а кукушка — куковать, и прочее...  

 

3. Купальские обряды (кратко)

Празднование Купалы состоит из многих обрядных действ. Оные суть:

 1) Положение торжественного зачина на Капище. Славление Всебожья и принесение общей требы Родным Богам (творится непременно засветло). Братчина — во славу Родных Богов и Предков.

2) Шутейные «похороны» Ярилы. Девичий хоровод вокруг Лелиной берёзки. Отвоёвывание юношами берёзки и утопление её в реке. Выбор юношами и девушками своей пары.

 3) Возжигание большого Купальского костра — Купальца (творится в сумерках). Общий хоровод коло огня. Обережные обряды изгнания Мары. В ночи, когда Купалец достаточно прогорит, — очищающие прыжки через огонь.

 4) Скатывание с берега в воду огненного колеса. Треба Ящеру. Пускание по воде венков и плотиков с огнями. Купание в реке, обливание водой. Поиски Жар-цвета в лесу, сбор волшебных трав, всякое волхование. Ближе к утру — купание в росе и сбор целебной росы.

 5) Встреча Солнца на рассвете. Слава Светлым Богам! Далее о всём вышеперечисленном будет рассказано подробнее.  

 

4. Купальские обряды (подробно)   

 1. СЛАВЛЕНИЕ БОГОВ НА КАПИЩЕ — начинается ещё засветло, пока Солнце не село за виднокрай, и Светлые Боги повелевают Явью. Обавники созывают народ, бия в барабаны и позвонцы, приглашая всех стать во едино коло (иногда — смотря по тому, как устроено Святилище — в полуколо). Когда круг выстроится, кто-либо из сведущих людей начинает рассказывать кощуну, возвещая собравшимся о Духовной сути празднества, о деяниях Божеских, приуроченных к сей точке Кологода, да о волшебных изменениях, происходящих о сию пору в Природе. Само Богослужение происходит в соответствии с Урядом[5] и включает в себя:

 1) Положение торжественного зачина, когда утверждаемый Столп Силы единит небо и землю: «Стани-стань доли[6], яко Род вели! Стани-стань доли — с Неба до Земли!..»

 2) Принесение общей требы Родным Богам (как правило — хлебов-короваев), часть коей вкладывается в огонь, а часть — оставляется на Капище. Жрецы рекут слова:

  Во Сваргу Рарогом всходи, Слава Богам нашим! Ко Диду, а Дубу, а Снопу, К Купале Сварожичу Светлу, Ко Роду от Родов Русских — Из Огня святая треба! А яко бысте от веку, Так есте а тако буде! Да буде Земле Родной благо! Гой!

  Смотря по тому, как восходит в Огне треба, волхвами делаются предсказания на будущее. В случае отвержения Богами требы — творятся особые радения, нацеленные на восстановление лада в Сердцах собравшихся, и приносятся искупительные жертвы Богам.

 3) Прославление Всебожья Родова — всех Родных Богов, а наипаче — Тех, Кому непосредственно посвящено данное празднество. Особливо прославляется Купала:   Гой, Купала — СВА! Светло зареве, Всполыми стократ огне яреве, Купы многи дей — любы истые, Оберег полей — воды чистые! Коло огне — СВА! Боже Праведне, Всполыми стократ злато заренье! Гой, Купала — СВА! Слава! Слава! Слава!

  4) Пускание по кругу братины со священным напитком (сурьей, мёдом, пивом, квасом...), когда каждый, принимая с поклоном из рук сородича братину, речёт славу Родным Богам. Причащение частью требных хлебов всех собравшихся.

 5) Принятие силы Божеской через хоровод либо иное какое радение, творимое всем кругом собравшихся в истом единении Сердец. После всего вышеперечисленного следует братчина — во славу Родных Богов и Предков.  

 2. «ПОХОРОНЫ» ЯРИЛЫ — шутейное действо, исполненное, между тем, глубоким смыслом. Оное символизирует смену вешнего Солнца, весенней яри — жаром лета, когда на смену младому Яриле Весеню приходит плодородный Даждьбог — Трисветлый Податель Благ и Даритель Урожая.

 Действо совершается ближе к вечеру, но пока Солнце ещё не село за виднокрай. На красном месте складывают Краду — как для настоящего погребального обряда. «Ярилу» делают заранее — из веток и старого тряпья, непременно с ярко выраженными мужскими признаками. Иногда в качестве оного выступает не человекоподобная кукла, но просто большой деревянный гой (мужской половой член), выкрашенный охрой. «Умерший» под соответствующие песни и смех водружается на некое подобие носилок, громко «оплакивается» женщинами, которые сетуют, что, де, после его «смерти» ничего не будет «стоять» у их мужей... Когда Крада начинает разгораться, плач и сопутствующий ему смех собравшихся только усиливаются. Когда дрова прогорят, пепел «Ярилы» собирают и хоронят в поле — чая возрождение Ярого Бога и обильный урожай. Как младой Ярила сменяется Трисветлым Даждьбогом, так о сию пору на смену весенней деве Леле приходит Богиня Лада — не дева, но мужняя жена, что находит своё мистериальное отражение в обряде, творимом вокруг Лелиной берёзки. Из лесу приносят молодую берёзку, ставят посередь поля, украшают лентами и венками. Девицы, удалившись от юношей, собираются коло неё, кумятся, целуясь через венок, поют песни, водят хороводы. Юноши тем временем, собравшись в одну ватагу, садятся на плечи друг другу (как при игре в «коняшки») и нападают на девичий хоровод, стараясь отнять берёзку. Как правило, это получается у них лишь со второй либо третьей попытки (по договору). Отнятую берёзку юноши несут топить в реке. Здесь же начинают складываться будущие Купальские пары между молодыми.

  3. ВОЗЖИГАНИЕ КУПАЛЬЦА — большого Купальского костра — происходит уже в глубоких сумерках, когда становятся ясно видны очи Предков — частые звёзды на небе. Складывают Купалец ещё днём — всем миром. Для этой цели приносят из лесу поленья длинной с молодое дерево и устанавливают их клином, устремлённым в небеса. Посередь будущего Купальца вкапывают высоченный шест, увенчанный колесом, к коему привязывают большой пук сухой соломы. Когда костёр разгорится, солома вдруг вспыхнет ярким пламенем, и хор людских голосов единым гласом воскликнет славу Родным Богам... В урочный час на Капище трением добывают Живой Огонь, от коего зажигают два факела. Юноша и девушка в белых рубахах зажигают факелами Купалец; волхв, воздев руки горе, речёт слова:  

 Гой, Купала красен! Стань до неба ясен, Огнецвет искрящий, Во ночи горящий! Папороть Купава, Обрядись во славу! Копны жита золотого, Котлы пива хмеляного — Для ночи чудесной, Для славы небесной! Купы многи сотворите, Роду прибыток чините: Начати раденье — Рода прославленье! Начати купанье — Рода величанье! Славься сам Купалец, Великой удалец! Гой!

  И ярым огнём пылает — до небес златы кудри вздымает Купальский костёр, и звучат слова вещие:

  Купы воде, купы роде, Купы ладе, купы святе, Купы чисты, купы исты, Купы Божьи во Сварожье! Купы огне, купы яре, Купы Живе, купы Маре, Купы Яве, купы Ине, Купы святе, СВА едине! Гой!  

 Здесь же творится обряд изгнания Мары, чучело которой торжественно сжигают, как на Масленицу. Звоном бубенцов, полынью и крапивой, подоткнутыми за пояс, горящими факелами и обережными словами — гонят прочь всю нежить. Тако же оберегами и волшебными травами окружаются дома, хозяйственные постройки, скот. Мощнейшими оберегами от всякой нечисти почитаются головешки от Купальского костра и веники из 9 либо 12 волшебных трав, которые собирают и хранят весь год — до будущей Купалы. Когда дрова в Купальском костре достаточно прогорят, влюблённые парами прыгают через него, стараясь во время прыжка не расцепить рук, что считается добрым для них предзнаменованьем (иногда для прыжков и других очистительных обрядов раскладываются отдельные костры).

  4. ОГНЕННОЕ КОЛЕСО — скатывают с горы в знак того, что Солнце на Купалу начинает катиться с Небесной Горы вниз — к зиме. Для сего действа обычно берут большое тележное колесо, обматывают его пропитанными в масле либо в смоле тряпками, насаживают посередь длинного шеста, за оба конца коего берутся два дюжих молодца, и торжественно скатывают его с обрыва вниз — так, чтобы, скатившись, оно непременно коснулось воды.

Иногда горящее колесо сталкивают с обрыва прямо в реку, славя союз Неба и Земли, Огня и Воды, Мужа и Жены. Здесь же приносят требу Ящеру — Владыке Подземья, спуская пресный хлеб в воду. Иногда сей хлеб печётся в виде женской фигурки — «невесты» Ящера, приносимой ему в жертву.

Всю Купальскую ночь под звуки песен по реке плывут плотики с огнями, девичьи венки с горящими свечами и просто головки цветов, принесённые в жертву матери-реке.

Девицы кумятся с водяницами — речными девами, отдавая им свои венки и прося взамен наделить их красотой и волшебной силой, гадают на женихов, купаются, а тем временем юноши пытаются достать из воды венки, сплетённые руками их возлюбленных, или подглядывают исподволь за купающимися, резвящимися в реке в бликах Лунного света водяницами. Выбрав себе пару, юноши и девушки расходятся искать таинственный цветок папоротника — волшебный Жар-цвет, расцветающий в эту ночь... Сведущие люди в Купальскую ночь отправляются на сбор волшебных трав, которые нужно успеть собрать до рассвета — пока они находятся в пике своих сил. Поутру — собирают целебную росу, расстилая на росяные травы чистую льняную скатерть, которую затем отжимают в приготовленную для этой цели посуду. Купание в Купальской росе — «когда само Солнце красное купается» — почитается целебным, обновляющим жизненные силы и придающим красоту телу.  

 5. ВСТРЕЧА СОЛНЦА НА РАССВЕТЕ — заключительная часть Купальских торжеств, когда люд Славянский, оборотившись к востоку, в безмолвии встречает восход Деда своего — Трисветлого Даждьбога — Предка Предков наших. И с появлением из-за виднокрая первого Солнечного луча звучит триславная слава Великому Солнцу — Сыну Сварогову, и вздымаются десницы ввысь, и звучат слова вещие:   На Купалу рано — Солнце взыграло, Солнце взыграло — На добрые годы, На добрые годы — На тёплые росы, На тёплые росы — На хлеба-урожаи! Купале — слава!    

 

 
5. Купальская кощуна-славление   

 А се — кощуна Купальская, иже на зачин празднества речётся (из «Вед Родолюбия»):  

 1. Сегодня у нас, люди добрые, Купала, А кто сделал что — пропало[7]! Сей день нам не сеяти, не жати, А песни пети да меды-пиво пити, Честну Купалу славити!  

 2. А поднимемся мы на горы высокие, А запалим огни горючие, Да скатим колёса огненны в воды бегучие, Яко Солнце красно на горку подымается, А заутре ему снова под горку катитися. Славна буди вовеки, Матушка Сыра Земля, Славна буди и Ты, Государыня Вода, А наипаче славно буди Солнце красное!

  3. Уж Ты, Мати Сыра Земля! Буди вовек жирна, буди вовек щедра, Зароди ты нам жита-пшеницы И всякого корения и рощения, Раствори Ты, Мати Сыра Земля, Свои пади, холмы и перепутия, Открой нам Свои клады заветные — Силу древнюю, велимощную, Что дороже всякого злата и сребра! Чтобы нам, детям Твоим, по добру жити, В доме ладити, детей родити, Тебя, Мати, всяким делом славити!  

 4. Уж Ты, Государыня Вода! Како бежишь Ты без кону, без преграды Путями небесными, земными и подземными, Тако приходи и на наши нивы и луга Пропети песнь Твою певучую, Да прилетят по ней девы ясны из Светлыя стороны, Да принесут они в цветах росы медвяные, Во полную силу всем травам, злакам и былию! А поидут во тёмну ночь жёны вещие Брати по рощениям и лугам травы волшебные — Буйным ветрам на усмирение, Тугу колосу на созревание, А всей честной Громаде[8] во здравие Да во силу велию!

  5. Гой Ты, Свет наш да Силушка, Наше красное Солнышко! Как восстанешь Ты, пробудишься Во Своём златоверхом тереме, Как расчешешь Ты частым гребнем Свои кудри свето-русые, Как выведешь Ты на зелен луг Своего коня златогрива, Как поскачешь по зелёным по лугам Ко высокой горе, что всем горам мати. Распусти по земле лучи Твои ясные, Кликни звонким кличем на четыре стороны, Да отзовутся ему все духи земные, А русичи — внуки Твои — да пробудятся Ко труду и славе великой Под лучами Твоими светлыми! 

6. Чистым-чиста вода студёная, Сильным-сильна трава Купальская, Щедрым-щедра Земля-Матушка, А светлым-светло Солнце наше красное, Ему и слава вовеки! Гой, Купала! Слава!   

  


Слава Роду!   [2002]  
 


 
 [1] 23 кресеня — день, именуемый в народе Купальницей (в эпоху двоеверия — праздник Аграфены Купальницы); 24 кресеня — собственно Купалин день.
 
 [2] 21-22 дня месяца кресеня.
 
 [3] Иоанн, Иван — от иудейск. Иоханан, что буквально означает: «Яхве помиловал». Как известно, евангельский Иоанн Креститель был суровым аскетом, жившим в пустыне, одевавшимся в одежды из верблюжьего волоса и питавшимся лишь саранчой и диким мёдом (о сём — см., напр., «Евангелие от Матфея» 3.1-4). Как его образ может соотноситься с весельем, радостью и любовью жизнеутверждающих Купальских торжеств — оставляем судить самим христианам.
 
 [4] Полное собрание русских летописей.
 
 [5] Подробнее о сём — см. наш «Урядник Малый».
 
 [6] Т.е. в дольнем — Явном мире.
 
 [7] Ритуальный запрет на все мирские работы во время праздника, когда должно помышлять не о человеческом, но о Божеском.
 
 [8] Общине.

 

 
Купальский мёд

    ...Сладким мёдом пахнет земля и поля туманятся белою дымкою в сумерках волшебством огнекудрых костров на двенадцати травах на забытых курганах под златом зарниц папоротниковых ресниц томные взмахи нощные огоньки дива лесные кощуны волховские шорохи в нощи русалочьи очи весёлые «похороны» Ярилы берёзка плывущая по реке ладонь в ладони рука в руке огненное колесо о восьми спицах с горы плотик с огнём и венки пущенные по воде сам Купалец-костёр до небес огонь свой простёр искры как звёзды очи Предков треск прогорающих веток оживший сказками лес — «ГОЙ, КУПАЛА! СЛАВА!» — рвущей Сердце тоскою безмолвным раденьем у Капища древнего песнею то весёлою то заунывною травами смятыми кровью закатною углями жаркими и мерцанием звёзд предрассветным дождём ясным утром ликует Природа край Солнца над лесом и в белых рубахах под стягами с Солнечным Коловратом руками воздетыми к Оку Небесному славой встречает рассвет люд Славянский:

  КУПАЛЕ СВАРОЖИЧУ — СЛАВА! СОЛНЦУ КРАСНОМУ — СЛАВА! ЗЕМЛЕ РОДНОЙ МАТУШКЕ — СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!  

  Слава Роду!   [2002]

 

Заметки о Купале лета 2008 под Малоярославцем  

 

1. Что такое Купала?  

 

Купала — великий Славянский праздник, приуроченный к Летнему Солнцестоянию (Солнцевороту). Это пора, когда Солнце входит в свою максимальную силу, когда самый долгий день соседствует с самой короткой ночью в году. Это волшебное время, когда Отец-Небо сочетается с Матерью Сырой Землёй, Огонь — с Водой, а Муж — с Женой, когда в Сердцах людей расцветает чудесный Купальский Цветок — Огнецвет, и вся Природа поёт песнь Любви... Это самое светлое и радостное время в году, но также и немного грустное, ибо после Купалы Солнце начинает катиться вниз, а день идёт на убыль.    

 2. Когда празднуют Купалу?

    Относительно празднования Купалы существуют две версии: 1) Купалу празднуют на саму сакральную точку Солнцеворота, приходящуюся примерно на 20 – 21 кресеня/июня-месяца; 2) Купалу празднуют, как это принято в народной традиции, когда Солнце «на птичий нос» перейдёт за точку Солнцеворота — в ночь с 23 на 24 кресеня. Следует отметить, что все точки Перехода в году (Купала, Коляда), равно как и в сутках (полдень, полночь) — издревле считались в народе опасными, так как в это время открываются Врата меж Явью и Навью, «этим» миром и «тем», между Жизнью и Смертью. Поэтому совершать священнодействия и таинства, творить волшбу в эту пору дерзали лишь сведущие люди — волхвы, ведуны, колдуны, не боящиеся Навьих чар. Само Солнцестояние — время, когда Солнце встаёт над Землёй в одной и той же точке, — продолжается три дня. В народе Купалу праздновали, когда Солнце уже миновало опасную Поворотную точку, когда Солнцестояние уже завершилось, — поэтому в народной традиции Купалиным днём называют дату 24 кресеня. Если Купала приходится на растущую Луну — ощущается прилив Природных сил, и праздник называется сильным, если на убывающую — то наоборот.  

3. Как празднуют Купалу?  

 
Подробно о праздновании Купалы — см. в наших статьях:

 1) «Удел Ярилин Кологодный» (2001 – 2002[1]);

 2) «Краткие Уряды празднования четырёх важнейших Солнечных Святодней Кологода» (2002);

 3) «Купала» (2002).

 Следует заметить, что на Руси Купалу издревле отмечали в разных губерниях по-разному, следуя своим местным обычаям и традициям. В современном Родноверии наблюдается та же картина — разные Общины, единясь в главном, по-разному осмысляют различные аспекты Купалы, по-разному трактуют некоторые философские обоснования праздника и следуют своим обычаям в проведении Купальского обряда.

Во многом эти различия обусловлены разными Природными и климатическими условиями данной местности, особенностями традиционного быта и личным Духовным уровнем самих участников обряда. В большинстве современных Родноверческих Общин Купальская мистерия предваряется обрядовым прославлением Родных Богов на Капище — с принесением треб, речением слав Богам и Предкам и т.д.

 Здесь необходимо заметить, что обрядовый Огонь на Капище, в который вкладываются требные хлеба, и большой Купальский костёр (Купалец) — это разные костры. Через Огонь, в который мы вкладываем свои требы, не прыгают, в него не бросают отслужившие свой срок наузы, обереги и т.п. Пары прыгают через Купалец (когда тот достаточно прогорит), либо для этого раскладывают несколько малых костров, специально предназначенных для очистительных обрядов. Купалец ставится в форме клина, устремлённого в небо, в то время как для «похорон Ярилы» раскладывается погребальная Крада — костёр в форме колодца.

 По дороге к Капищу вот уже несколько лет подряд мы ставим большой венок, сплетённый из трав и цветов (в последнее время во многих других Общинах стали делать так же). Внутрь венка наши девушки вплетают несколько стебельков крапивы — дабы люди, проходящие к Капищу сквозь венок, очищались её Огненной силой.

Проходя сквозь венок, человек как бы заново рождается, оставляет в прошлом всё худое, всё отжившее, а не несёт его с собой на Капище.  

Переход — это не обычное передвижение в пространстве, но восхождение в Духе, которое творит сам человек. Через венок проходят с поклоном, а в это время девушки, стоящие по обе стороны венка, поют Купальские песни. Иногда, если празднование происходит в узком кругу, вместо песен звучат удары в бубен — кто-либо из сведущих людей «простукивает» всех проходящих от зарода (узла яри, расположенного в тонком теле человека на уровне копчика) до родника (макушечного узла яри).

 Обычно прах, оставшийся от сгоревшего чучелка «Ярилы», мы размётывали по полю. В этом году с западной стороны Купальца были сооружены «Пекельные Врата», в которые после шутейных «похорон» были торжественно внесены остатки горящего чучелка, от коего и занялось пламя Купальца. В глубокой ночи, после того, как в воды реки скатилось Огненное колесо, народ длинной вереницей шёл к спуску, держа в руках зажжённые свечи, чтобы своими руками опустить Огонь (на деревянных плотиках или в виде круглых плавающих свечей) на Воду. Со стороны казалось, что огромный Огненный Змей сползает в реку и плывёт по ней, сияя сотнями огненных чешуек, в окружении Лунного света и блещущих жемчугом звёзд...  

 

Слава Роду!   


 
[1] Здесь и далее в скобках указаны годы написания статьи.
 
  
 
Велесов Круг
Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская традиция

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца)